АНФИЛÁДА

АНФИЛÁДА
Анфилада ― это ряд соединенных друг с другом помещений, которые расположены по прямой линии. Такая планировка визуально увеличивает пространство и дает зрителю возможность оценить весь интерьер в целом. Анфиладную схему используют не только в cтpoитeльcтвe зданий, нo и в пpoeктиpoвaнии улиц, дворов, площадей и парков. Различают три вида анфилад ― боковую, центральную и двойную.
Этот термин пришел в русский язык из французского. Дословно enfilade означает «нанизывать на нитку».

Зодчие создавали дворцы и храмы с анфиладами еще во времена Древнего Египта. По канонам архитектуры, они состояли как минимум из трех помещений. Залы во дворцах правителей располагали друг за другом так, чтобы входящий сразу видел трон монарха. Анфиладное построение имели и древнеримские термы ― античные общественные бани.

По античному образцу построили в XV веке Станцы Рафаэля ― четыре анфиладных комнаты в Папском дворце Ватикана. Однако расцвет такой планировки пришелся на эпохи барокко и классицизма. Ее часто использовали в интерьерах жилых и парадных помещений. Обычно парадная анфилада во дворцах состояла из аванзала, зала для аудиенций и тронного зала. Доступ посетителей в разные залы определял их статус или степень близости ко двору.

Известные анфилады можно увидеть в дворцах Версаля, Вестминстера, Потсдама (Сен-Суси), а также в Вюрцбургской резиденции, Лондонской национальной галерее — и даже в здании МГУ на Воробьевых горах.

В России анфиладная планировка появилась в эпоху Петра I. Итальянский архитектор Доменико Трезини использовал ее в проекте Летнего дворца императора.

Анфиладное построение комнат иногда использовали и в жилых помещениях. Обычно залы, в которых устраивали балы, приемы и литературные вечера, выходили окнами на проезжую улицу. Жилые комнаты располагались со стороны внутреннего двора.
У Обломова было четыре комнаты, то есть вся парадная анфилада. Хозяйка с семейством помещалась в двух непарадных комнатах, а братец жил вверху, в так называемой светелке.
В XIX–XX веках анфилады нередко включали в архитектуру зданий музеев и художественных галерей, так как по ним могло свободно перемещаться большое число посетителей.
Материалы по теме