Анафора — стилистическая фигура, которая заключается в повторе одинаковых слов, звуков, морфем или синтаксических конструкций в начале нескольких фраз, строк или строф. Этот литературный термин произошел от греческого слова ἀναφορά — вынесение вверх. Такой прием также называют единоначатием.
Поэты используют анафору, чтобы выделить наиболее важные мысли, сделать стихотворение более торжественным или объединить в одно целое разные по синтаксическому строению конструкции. Так Александр Пушкин употребил анафору «люблю» в поэме «Медный всадник»:
Единоначатие можно встретить и в прозаических текстах, например в романе Андрея Белого«Петербург»: «Кто-то его учредил; с той поры оно есть; а до той поры было — одно время дно. Так гласит нам «Архив». Учреждение… Кто-то его учредил, до него была тьма; кто-то над тьмою носился; была тьма и был свет — циркуляр за номером первым…» Использование этой стилистической фигуры придает отрывку особый ритм.
Анафора может быть не только лексической, но и звуковой. Например, в стихотворении «С добрым утром!»Сергея Есенина две строки начинаются с одинаковых звуковых сочетаний:
“
Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона...
Морфемной анафорой называют повторение частей слов или одних и тех же морфем. Как, например, в стихотворении «Узник»Михаила Лермонтова:
“
...Черноглазую девицу, Черногривого коня!..
А когда анафоры состоят из одинаковых или однотипных конструкций, их называют синтаксическими. Эту стилистическую фигуру использовал Константин Бальмонт в своем стихотворении «Сказать мгновенью: стой!»:
“
Быть может, вся Природа — мозаика цветов? Быть может, вся Природа — различность голосов? Быть может, вся Природа — лишь числа и черты? Быть может, вся Природа — желанье красоты?
Репродукция гравюры Николая Уткина «Портрет русского поэта Александра Пушкина» (1838) с портрета работы Ореста Кипренского из издания «Русские деятели» Алексея Баумана (1878)
Изображение: ТАСС
Сергей Есенин
Фотография: ТАСС
Репродукция портрета Михаила Лермонтова (1883) работы художника Ивана Астафьева
Изображение: ТАСС
Валентин Серов. Портрет Константина Бальмонта. 1905