АНÁФОРА

АНÁФОРА
Анафора — стилистическая фигура, которая заключается в повторе одинаковых слов, звуков, морфем или синтаксических конструкций в начале нескольких фраз, строк или строф. Этот литературный термин произошел от греческого слова ἀναφορά — вынесение вверх. Такой прием также называют единоначатием.

Поэты используют анафору, чтобы выделить наиболее важные мысли, сделать стихотворение более торжественным или объединить в одно целое разные по синтаксическому строению конструкции. Так Александр Пушкин употребил анафору «люблю» в поэме «Медный всадник»:
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид…
<…>
Люблю зимы твоей жестокой
Недвижный воздух и мороз…
<…>
Люблю воинственную живость
Потешных Марсовых полей…

Единоначатие можно встретить и в прозаических текстах, например в романе Андрея Белого «Петербург»: «Кто-то его учредил; с той поры оно есть; а до той поры было — одно время дно. Так гласит нам «Архив». Учреждение… Кто-то его учредил, до него была тьма; кто-то над тьмою носился; была тьма и был свет — циркуляр за номером первым…» Использование этой стилистической фигуры придает отрывку особый ритм.

Анафора может быть не только лексической, но и звуковой. Например, в стихотворении «С добрым утром!» Сергея Есенина две строки начинаются с одинаковых звуковых сочетаний:
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона...
Морфемной анафорой называют повторение частей слов или одних и тех же морфем. Как, например, в стихотворении «Узник» Михаила Лермонтова:
...Черноглазую девицу,
Черногривого коня!..
А когда анафоры состоят из одинаковых или однотипных конструкций, их называют синтаксическими. Эту стилистическую фигуру использовал Константин Бальмонт в своем стихотворении «Сказать мгновенью: стой!»:
Быть может, вся Природа — мозаика цветов?
Быть может, вся Природа — различность голосов?
Быть может, вся Природа — лишь числа и черты?
Быть может, вся Природа — желанье красоты?
Материалы по теме