АМПЛУÁ

АМПЛУÁ
Амплуа — это тип роли, которому соответствуют сценические данные актера, его внешность и темперамент. Артист может находиться в пределах одного амплуа в течение всей жизни или выходить за его рамки. Если сценический образ вступает в конфликт с природой актера, это называют «ролями на сопротивление».
Само слово «амплуа» происходит от французского emploi, что означает «применение, роль».

История амплуа восходит к античному театру, где артисты делились на трагических и комических. В эпоху Возрождения актеры итальянской комедии масок всю жизнь исполняли роль одного персонажа с неизменными характерными чертами. Известными образами были скупой старик Панталоне, красивые и статные Влюбленные, самодовольный фанфарон Капитан, пара слуг — ловкий хитрец и простофиля.

Устойчивые амплуа появились во французском театре XVIII века в эпоху классицизма. Распространенными типами ролей стали короли, тираны, любовники и другие. Из Франции система амплуа пришла в другие европейские страны.

В России ее ввела специальным указом Екатерина II в 1766 году. До начала XX века в отечественном театре популярными амплуа были герой, комик, резонер, инженю, героиня, комическая старуха, грандам, благородный отец. Система амплуа была иерархичной и постоянной, и в соответствии с ней формировались труппа и репертуар театра. А иногда и гонорар артистов зависел от их амплуа. К определенным амплуа принадлежали и самые известные актеры XIX века: например, Павел Мочалов был трагиком, а Василий Живокини — комиком.

В XX веке Константин Станиславский попытался упразднить эту систему. Он считал, что в театре может существовать лишь амплуа характерных ролей. В то же время Всеволод Мейерхольд создал собственную систему амплуа с подробными описаниями. Например, амплуа первого героя предполагало рост выше среднего, длинные ноги и шею, большие и предпочтительно светлые глаза, сильный голос. Их сценическая функция состояла в «преодолении трагических препятствий в плане патетики». К таким ролям Мейерхольд относил, например, царя Эдипа, Макбета, Бориса Годунова. В его таблицу амплуа вошли также Влюбленный, Проказник, Злодей, Неизвестная (Инозримая), Блюстительница порядка и другие типы.

В наши дни система амплуа все еще существует. Однако современные амплуа уже не так статичны и не определяют рамки репертуара так жестко, как в прошлом.
Портал «Культура.РФ» благодарит за помощь в подготовке материала
фестиваль «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры», который проходит в Москве до 13 декабря.
Материалы по теме