Традиция устанавливать алтари в священных местах существовала еще в
языческие времена. Однако в политеистических религиях алтарем называли не место, а сам стол — жертвенник. Его сооружали из природных материалов — дерева, камней, глины — и возводили для общения с божествами. В Древней Греции на этих столах приносили жертвы богам. Один из самых известных античных алтарей, Пергамский, сохранился до наших дней.
Древние славяне устанавливали жертвенный камень, который называли «камень алатырь», или создавали углубления в земле, на дне которых разжигались костры.
В христианской традиции огражденные от прихожан алтари появились еще в катакомбных храмах. Тогда на возвышении располагали гробницу с мощами святого и обносили эту часть храма низким забором. Такие алтари исследователи обнаруживают в катакомбах Рима и других городов бывшей Римской империи. В современной же католической традиции алтарем принято называть сам жертвенник или находящиеся за ним
живописные произведения, например Гентский алтарь Яна ван Эйка.
Русский православный алтарь устроен сложнее. По традиции он располагается в восточной части храма, а стена со стороны алтаря устраивается в виде полукруга —
апсиды. В ней размещается кафедра — кресло правящего архиерея, символизирующее небесный трон. Напротив, в самом центре алтаря, стоит престол — четырехугольный стол, укрытый одеждами, в которые вшита частичка мощей святого. Престол знаменует собой Престол Святой Троицы, и касаться его могут только священники. Слева от престола располагается жертвенник — стол, где хранятся сосуды для таинства причастия. Справа от престола находится ризница: в ней хранятся одежды священнослужителей, богослужебные книги и предметы, которые используют во время литургии.