В Средние века аллегория заняла особое место в европейском искусстве. С ее помощью авторы сближали Античность и современность: использовали древние образы, подчеркивая преемственность культур. Например, в «Божественной комедии»
Данте Алигьери проводником главного героя по аду выступает древнеримский поэт Вергилий. Так итальянский поэт соединил прошлое и настоящее.
Особенно популярна аллегория стала в эпоху
барокко, когда в моду вошли вычурность и запутанность. Ярким примером барочных аллегорий стали голландские
натюрморты, каждый предмет в которых заключал в себе скрытый смысл. Например, полевые цветы
символизировали чистоту и непорочность, а розы — недолговечность жизни.
В русском искусстве аллегории появились еще в древнерусской
иконописи. Часто гора на иконе служила символом нравственного роста, а пещера обозначала преисподнюю.
С развитием светской культуры в
России аллегорией стали пользоваться и поэты, и писатели, и художники. Например,
Иван Крылов, как и Эзоп, с помощью аллегорий в своих
баснях раскрывал пороки общества и людей: жадность, трусость, глупость и другие.
Аллегории появлялись и в произведениях прозаиков и драматургов. Так, в пьесе
«Вишневый сад» Антона Чехова за образом сада скрывается старый уклад жизни, который скоро будет разрушен новым поколением.