Первые
краски на водной основе создали в
Древнем Египте, ими расписывали папирусы. Во II веке китайцы изобрели бумагу и стали использовать похожую технику. Художники писали черной тушью, но с помощью воды получали оттенки от серебристо-серого до смольного.
В XII–XIII веках бумага распространилась в Европе, а вместе с ней и акварель. С ее помощью создавали миниатюры к книгам и раскрашивали
гравюры. Известным акварелистом был
Альбрехт Дюрер. Благодаря обилию разных оттенков животные и растения на его рисунках получались натуралистичными. Самой известной работой Дюрера в этом жанре стал «Заяц».
Художники сами готовили и измельчали краски, поэтому хранили в секрете свои рецепты. Специальные магазины появились в крупных европейских городах только в XVIII веке. Они поставляли краски большими плитами, которые художники разбивали на комочки и растирали с водой. К концу столетия производители начали выпускать готовые краски для мастеров и недорогие наборы для любителей. Акварель также использовали в научных и военных экспедициях, чтобы зарисовывать артефакты, растения и животных, раскрашивать топографические планы.
И только на рубеже XVIII–XIX веков английские художники сделали акварель «серьезным жанром». Томас Гёртин начал использовать ее для больших картин, а Джозеф Тёрнер разработал метод, который экономил время и усиливал эффект пространственной глубины. Он раскладывал по студии рисунки, смешивал на палитре один тон и покрывал им нужные участки на каждом полотне. Затем художник затемнял краску, добавлял на высохшие работы новый тон и продолжал работать таким образом от светлых оттенков к темным.
Под влиянием Гёртина и Тёрнера мода на акварель началась и в
России. Особенно популярны стали акварельные
портреты: позировать для них нужно было в разы меньше, чем для масляных. Первым известным российским акварелистом стал
Петр Соколов. Портреты у него заказывали представители высшего света и члены
императорской семьи.