Аккорд — это сочетание трех и более музыкальных звуков разной высоты. Человеческий слух воспринимает его как целостный элемент.
Слово «аккорд» пришло в русский язык из позднелатинского, где глагол accordo означал «согласовывать». Сам термин возник в XIV веке, однако современное значение он получил лишь через три столетия. С XVII–XVIII веков эти звуковые сочетания стали едва ли не обязательными элементами музыкальных произведений. Изначально аккорд строили на терции — музыкальном интервале в три ступени между всеми звуками, и существовали только трезвучия и септаккорды, которые отдалены друг от друга на две и три терции соответственно. Со временем композиторы стали использовать сочетания с большим количеством звуков: нонаккорды, ундецимаккорды и терцдецимаккорды — на четыре, пять и шесть терций. Однако два последних встречаются в музыкальных произведениях крайне редко. А в XIX веке композиторы начали использовать не только терцовые, но и кварт- и квинтаккорды. В таких сочетаниях звуки отделены друг от друга на четыре и пять ступеней. Подобные аккорды часто встречаются в произведениях русских композиторов, например в опере «Руслан и Людмила» Михаила Глинки или в Первой симфонии Александра Бородина.
Николай Быковский. Сцена из семейной жизни музыканта ХVII века. 1866
Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево», село Абрамцево, Московская область
Николай Загорский. Семейная сцена. 1875
Тамбовская областная картинная галерея, Тамбов
Неизвестный художник. Молодая дама, читающая ноты на скамье в парке. Конец XVIII века
Государственный исторический музей, Москва
Михаил Игнатьев. В мастерской художника (Александр Маковский с невестой). Около 1900 года
Вологодская областная картинная галерея, Вологда
Неизвестный художник. Музыкант. XVII век
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва
Неизвестный художник. Трех музыкантов из окна обливают водой. 1880–1889
Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва