Термин возник в конце XVII века. С итальянского
a cappella переводится как «в капелле». Изначально так называли особый жанр хоровой музыки. В нем особое внимание уделяли певучести голосов в коллективе, тому, как они сочетаются друг с другом. Считается, что впервые исполнили музыку такого жанра в Сикстинской капелле в Риме. Поэтому пение без музыки и стали называть а капелла.
На самом деле песенные композиции без аккомпанемента существовали и раньше. Ученые полагают, что именно так исполнялось одно из первых музыкальных произведений в истории — древнегреческая эпитафия Сейкила. Другим примером а капелла можно считать григорианское пение, которое было популярно в римско-католической церкви в Средние века. В православной церкви без музыки исполняются все произведения для
хора и в наши дни.
В эпоху Возрождения а капелла начали исполнять и светские песни. Особенно популярны были
мадригалы — маленькие музыкальные пьесы для нескольких голосов. В основном они были посвящены любовным конфликтам, смешным случаям из повседневной жизни. Такие сочинения писали композиторы Джованни Палестрина, Жоскен Депре и Орландо ди Лассо.
В XIX веке фрагменты, которые хор исполнял а капелла, часто добавляли в оперы для стилизации под народную или церковную музыку. Подобным приемом пользовались
Николай Римский-Корсаков,
Петр Чайковский,
Сергей Рахманинов.
В 1917 году композитор Александр Гречанинов предложил отказаться от акапельного пения в церковных богослужениях. Однако Поместный собор Православной российской церкви не одобрил его идею. И сейчас большинство композиций исполняются храмовыми хорами а капелла.