Разница между методами заключалась в том, что в серийной музыке применялись определенные последовательности высот, то есть серии, а в сериальных сочинениях такая последовательность опиралась не только на высоту, но и на длительность, тембр, громкость и другие характеристики звука. В серийной технике композитор написал третью часть Симфонии №1, в сериальной — Музыку для камерного оркестра.
Шнитке продолжил полистилистические эксперименты и в других своих произведениях. В том же 1968 году он написал Серенаду для скрипки, кларнета, контрабаса, фортепиано и ударных и Сонату №2 для скрипки и фортепиано.
Одним из первых полистилистических произведений Шнитке считается музыка к мультфильму Андрея Хржановского «Стеклянная гармоника», который вышел в 1968 году: в нее автор включил отсылки к произведениям самых разных эпох, от сочинений Иоганна Себастьяна Баха до работ авторов Новой венской школы — Арнольда Шёнберга, Антона Веберна, Рене Лейбовица.
В своих сочинениях 1960-х годов Альфред Шнитке использовал серийные и сериальные методы композиции, которыми до него пользовались авторы Новой венской школы: Арнольд Шёнберг, Антон Веберн, Альбан Берг и другие.
Со временем Альфред Шнитке отошел от серийных и сериальных техник и занялся поисками собственного стиля, который позволил бы объединить внутри одного произведения совершенно разнородные и разноплановые элементы. Композитор так рассказывал об этих поисках:
Итогом экспериментов Шнитке стало создание нового метода — полистилистики. В его произведениях джазовые импровизации могли сочетаться с отсылками к средневековым григорианским хоралам или танцевальными мелодиями: вальсами, фокстротами, польками. Сам Шнитке впервые употребил термин «полистилистика» в 1971 году, когда выступил на Международном музыкальном конгрессе в Москве с докладом «Полистилистические тенденции в современной музыке». Но использовать приемы этого метода на практике он начал гораздо раньше.
Альфред Шнитке. Симфония №1
Альфред Шнитке. Концерт № 2 для скрипки и камерного оркестра
Мультипликационный фильм Андрея Хржановского «Стеклянная гармоника» с музыкой Альфреда Шнитке
Альфред Шнитке. Серенада для 5 инструментов
Альфред Шнитке. Соната №2 для скрипки и фортепиано
Одной из излюбленных серийных техник для Шнитке стала додекафония — метод, в котором музыкальные серии составлялись из 12 соотнесенных между собой тонов. Изобрел эту технику в начале 1920-х годов австрийский композитор Арнольд Шёнберг. Однако Шнитке не строго придерживался додекафонного метода, а использовал его выборочно — как одно из многих выразительных средств в пределах одного произведения. Именно так эта техника воплотилась в Концерте №2 для скрипки и камерного оркестра.
Музыкальный язык должен быть единым, каким он был всегда, он должен быть универсальным. У него может быть крен в ту или иную сторону, но не может быть двух музыкальных языков. Развитие же музыкального авангарда приводило именно к сознательному разрыву и нахождению иного, элитарного языка. И я стал искать универсальный музыкальный язык…
Альфред Шнитке. Фотография: Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Альфред Шнитке. Москва, 1980 год. Фотография: Российский национальный музей музыки, Москва