Василий Поленов. Большой канал в Венеции. 1920-е. Лист из диорамы «Путешествие вокруг света». Музей-заповедник им. В. Д. Поленова, Тульская область
«Диорама — значит прозрачная картина, ее изобрел французский художник Дагер. Картины меняются в зависимости от направления освещения — спереди или сзади. Можно очень разнообразить пейзажи, марины, горы, улицы. <…> Выходит что-то вроде волшебства». Василий Поленов
Василий Поленов. Новогодняя елка. 1920-е. Лист из диорамы. Музей-заповедник им. В.Д. Поленова, Тульская область
Василий Поленов. Поезд. 1920-е. Лист из диорамы «Путешествие вокруг света». Музей-заповедник им. В.Д. Поленова, Тульская область
Размеренную жизнь нарушили события революционных лет. В конце 1918-го Поленов писал: «У нас пока сравнительно спокойно, но по соседству были погромы, хотя до нас не дошли; даже когда одна деревня начала об этом поговаривать, то наши ближайшие соседи объявили, что не допустят».
Егише Татевосян описывал эти события еще эмоциональнее, подчеркивая особенное уважение мужиков к художнику: «Как-то мы ехали в имение от станции в экипаже, и я был удивлен, что В.Д., не дожидаясь приветствия от встречного мужика, сам снимал шапку, громко приветствовал: «Здравствуй!», это было во время империалистической Руси, когда господа были «господами». Все крестьяне относились к нему хорошо. В то время, когда после переворота многие имения были разграблены и когда чужие крестьяне двигались разграбить имение Поленова, крестьяне, знающие Поленова, с оружием в руках вышли им навстречу и заявили: «Мы не допустим грабить наших благодетелей».
После Октябрьской революции художник продолжал поддерживать крестьян и живо принимать участие в образовательных программах: он сам водил экскурсии по своей усадьбе, помогал молодежи устраивать театральные кружки, учил детей изобразительному искусству. Благодаря его искренней самоотдаче усадьба осталась нетронутой и одной из первых попала под охрану нового государства: она не подлежала конфискации и стала музеем, национальным достоянием. При этом заботиться о ней оставили семью Поленовых.
И сегодня в музее-заповеднике «Поленово» стоит диорама, которую мастер создал для крестьянских детей.
Особенность диорамы именно в подсветке: на двух сторонах одного листа должны быть похожие картины, которые отличаются в деталях. И если яркий свет падает спереди, то видна «дневная» сторона, сзади — «ночная». Так зажигаются фонарики на елке, день сменяется сумерками, загорается луна.
Из позднего творчества Поленова искусствоведы выделяют и картину «Разлив на Оке» 1919 года. Мастер написал ее в 75 лет. Критики признавали полотно одним из лучших того периода.
Не стало художника летом 1927 года. По воспоминаниям семьи, незадолго до смерти он попросил повесить на стене своей комнаты работу любимого ученика Константина Коровина.
На разных картинках Поленов показывал множество разных стран, водный и наземный транспорт. Дочь художника Екатерина Сахарова вспоминала: «Его увлекала идея дать людям возможность, как по волшебству, обозреть много стран, увидеть явления природы в непередаваемых живописью эффектах транспаранта (от франц. transparent — «прозрачный». — Прим. ред.)». Она цитировала отца: «Вы подумайте, как живут крестьяне. Полгода холода, темноты, ничего, кроме трактира. С тоски можно умереть. И вдруг кругосветное путешествие!»