История жизни Василия Поленова в его картинах
В 2024 году исполняется 180 лет со дня рождения Василия Поленова — художника, которого современники называли «рыцарем красоты». Его полотна ценят за удивительно светлые краски, тургеневскую романтику старинных усадеб и глубокую веру в человека. В спецпроекте рассказываем, какие события и места вдохновляли мастера, зачем он по году держал палитры на солнце и почему его любили Коровин и Левитан.
Одним из первых рисунков живописца сотрудники музея-заповедника «Поленово» называют рисунок слона сзади. Считается, что он выполнил его в четыре года.

В книге писем и воспоминаний, которую подготовила к печати дочь художника Екатерина Сахарова, интересно описана ранняя склонность Поленова к рисованию. В ней рассказывается о прыжке цирковой наездницы через обруч. Такие обручи тогда обтягивали бумагой, и это поразило Поленова в детстве: «Папа́, — спросил он, — и эта бумага вся чистая, неизрисованная?» — «Да, чистая». — «Ах, как жалко».
Василий Поленов родился 1 июня 1844 года в Петербурге, в большой дворянской семье. Его отец был археологом и дипломатом, увлекался историей, собрал большую коллекцию древностей. Мать любила живопись и привила эту любовь детям. Благодаря ее увлечению сохранились портреты маленького Поленова.

Мальчик был старшим в семье из трех братьев и двух сестер. С Верой, своей сестрой-близнецом, он крепко дружил. С Еленой, самой младшей, его связала профессия: оба стали художниками.
Поленов
Дмитрий Васильевич
Поленова
Мария Алексеевна
Поленова
Вера Дмитриевна
Поленов
Василий Дмитриевич
Поленов
Алексей Дмитриевич
Поленов
Константин Дмитриевич
Поленова
Елена Дмитриевна
Отец
Мать
Сестра
Сестра
Брат
Брат
Дмитрий Поленов с детьми Василием и Верой. Середина 1850-х. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Мария Поленова. Портрет Василия Поленова. 1852. Музей-заповедник им. В.Д. Поленова, Тульская область
Первый рисунок Василия Поленова. Музей-заповедник им. В.Д. Поленова, Тульская область
Мария Поленова. Автопортрет с дочерьми Верой и Еленой. 1853. Музей-заповедник им. В.Д. Поленова, Тульская область
Мария Поленова. Групповой портрет Дмитрия Поленова с сыновьями. 1853. Музей-заповедник им. В.Д. Поленова, Тульская область
Когда мальчику исполнилось десять, семья построила небольшую усадьбу Имоченцы в глуши Олонецкой губернии, на высоком берегу реки Ояти. Здесь росли густые леса, на тропинках встречались следы медведей, а в деревнях можно было любоваться северной деревянной архитектурой. Детские впечатления во многом определили тягу Поленова к красоте пейзажей с широкими реками и нетронутыми лесами. Почти 30 лет семья Поленовых ездила в Имоченцы каждое лето.
Бабушка по матери, Вера Воейкова, поощряла у внуков склонность к искусству. Она устраивала конкурсы, как в Академии художеств: задавала детям темы для картин и за лучшую давала медаль. Особенно удачной родные называли работу Василия «Суд Соломона».
К этому периоду относится много талантливых работ: академические рисунки, картина «С мельницы», виды немецких замков из поездки по Германии в 1867 году, колоритный портрет «бабаши» — бабушки Поленова Веры Воейковой. Одновременно с ним Воейкову запечатлел Иван Крамской, у которого Поленов брал уроки.
Ещe одно событие, которое повлияло на художника, — знакомство с картиной Александра Иванова «Явление Христа народу (Явление Мессии)». Она произвела на 14-летнего мальчика неизгладимое впечатление. Осенью 1858 года он не раз приходил посмотреть на нее в Академию художеств. Отец Поленова писал своему другу, крупному промышленнику и ученому Федору Чижову: «Маша с детьми часто ходит в Академию единственно для картины Иванова, и дети, то есть старшие, замечают и судят порядочно. Понимают и восхищаются».

К 15 годам Поленов начал брать уроки у студента Академии Павла Чистякова, в будущем — профессора и великого педагога. Знаменитый совет «Не подумавши, ничего не начинать» Чистяков дал именно Василию Поленову, когда не сумел приехать на лето в Имоченцы. Он написал ободряющее письмо со словами, что «отстать» от живописи нельзя, но отметил:
Он же первым определил главное свойство живописи Поленова, что позже отметят и критики: «Они колорист». Чистяков обращался к мальчику на «вы» и, когда говорил о нем в третьем лице, называл художника «они». Свое суждение педагог подкрепил объяснением: «[Они] так составили тон стекла, что и мне не составить, — и, вздохнув огорченно, прибавил: — А потом испортили...»

Сохранились работы 16-летнего Поленова из поездки с отцом и братом Алексеем по России. Семья посетила Новгород, Тверь, Воскресенск, Ярославль, Кострому и другие города. Юный художник всюду делал зарисовки акварелью и графитным карандашом.
Подростком Поленов мечтал поступить в Академию художеств. Но родители настояли на классическом образовании, положенном дворянину. В 1863 году юноша зачислился в Петербургский университет. Мечту о живописи он не оставил: в тот же год — в 19 лет — записался вольноприходящим учеником и в Академию.

Совмещение двух образований мешало углублять мастерство, и на время Поленов даже прекращал учебу в университете. В итоге он стал штатным учеником Академии.
«…вот какое правило напишите: «Не начертивши движения и общих пропорций, не начинать вырисовывать; не нарисовавши, не начинать писать, и не составивши приблизительно колера, не писать... <…> Да еще, главное! Не подумавши, ничего не начинать, а начавши, не торопиться!»
Василий Поленов. Замок в Германии. 1860-е. Музей-заповедник им. В.Д. Поленова, Тульская область
Василий Поленов. Боргезский борец. 1863. Музей-заповедник им. В.Д. Поленова, Тульская область
Василий Поленов. Замок в Германии. 1860-е. Музей-заповедник им. В.Д. Поленова, Тульская область
Василий Поленов. Иов и его друзья. Эскиз. 1869. Музей-заповедник им. В.Д. Поленова, Тульская область
Укрепившись в Академии художеств, Поленов вернулся в университет на юридический факультет и два с лишним года продолжал совмещать два образования. В 1871-м он защитил диссертацию «О значении искусства и его применении к ремеслу и мерах, принимаемых отдельными государствами для поднятия ремесла, внося в него художественный элемент». А осенью того же года — с блеском закончил Академию.
Одновременно с другом Ильей Репиным художник представил на конкурс картину на заданную тему «Воскрешение дочери Иаира». Репин в своей работе показал напряженное ожидание, сложность чувств столкнувшихся со смертью людей. Поленов же написал свершившееся чудо, радостный порыв чувств.
Академия высоко оценила обе работы. Художники получили Большие золотые медали и право на поездку в Европу на шесть лет.

«Италия представляется мне не такой, как принято ее изображать. Желто-красных тонов я как-то мало вижу, разве при закате, а мне представляются скорее серебристо-оливковые, то есть серые».
В те годы Академия давала так называемый пенсион — деньги на проезд и проживание — лучшим выпускникам. Пенсионеры могли надолго уехать в Европу совершенствовать мастерство. Летом 1872-го Поленов отправился в Австрию и Германию. В Мюнхене он изучал искусство немецких художников — Карла Пилоти, Габриэля Макса, Арнольда Бёклина и других. Как вспоминал живописец, их работы действовали на него как «опьянение опиумом». Осенью художник прибыл в Италию и в октябре поселился в Риме. Поленов писал:
Он увлекся Марусей Оболенской, сдержанной и серьезной девушкой, которая приехала в Рим учиться пению. Художник испытывал к ней глубокие чувства, но не успел объясниться: Маруся заразилась корью от детей Мамонтовых и очень скоро умерла. Горе потрясло мастера. Он написал домой отчаянное письмо, которое взволновало родных. Сестра Вера сочувствовала ему: «Вася, голубчик мой, что это за тяжелое горькое известие. И как это случилось — вдруг».

Скоро римская компания разъехалась. Поленов отправился в Вену, затем ненадолго вернулся в Россию и в ноябре 1873 года продолжил путешествие уже во Франции. Парижский период стал самым плодотворным во всей поездке. Художник работал в мастерской Ильи Репина на Монмартре, затем — в своей мастерской. В столице Франции он вошел в кружок, который сложился вокруг Алексея Боголюбова.
В то время Париж был центром художественной жизни. Здесь русские знакомились с барбизонской школой, смотрели картины Камиля Коро и его единомышленников. Под их влиянием Поленов создал картину «Ливень» в серебристо-серой гамме. Художник говорил, что написал ее «для отдыха», но именно эта картина понравилась его новому другу Ивану Тургеневу. Он выделял Поленова среди других художников, и его внимание к поленовским пейзажам помогло мастеру утвердиться в этом жанре.
Сюжет картины посвящен средневековым обычаям Европы. Идея родилась, когда художник гулял по старинным феодальным замкам в Германии, за год до этого. Наблюдая за крестьянами, живущими в окрестностях, он представлял, что уклад их жизни, костюмы и занятия мало изменились за века. В марте 1874 года мастер писал Петру Исееву, конференц-секретарю Академии художеств: «…мне было представились взаимные отношения баронов с вассалами, и я задумал написать картину, взяв за фабулу одно из феодальных прав барона, а именно — право, по которому всякая девушка перед вступлением ее в замужество принадлежала барону. Право это называлось «Jus primae noctis» («право первой ночи». — Прим. ред.). Барон вышел под вечер посмотреть на приведенных для выбора девушек, обвенчанных в этот день».

Второе знаменитое историческое полотно, которое Поленов выполнил за границей, — «Арест гугенотки Жакобин де Монтебель». Жакобин де Монтебель, графиня д’Этремон, была второй женой одного из лидеров гугенотов. Гугенотами во Франции в XVI веке называли протестантов-кальвинистов. С ними связана трагедия Варфоломеевской ночи, когда католики массово уничтожали гугенотов в Париже и позже по всей Франции.

В 1876 году за эту картину художник получил звание академика. Полотно вошло в коллекцию еще одного важного ценителя: в октябре 1875 года великий князь Александр Александрович путешествовал по Европе и посетил мастерские русских художников в Париже. Ему понравилось полотно, и он решил его купить.
Рим стал важной вехой в жизни художника, хоть работал он тут немного. Здесь Поленов подружился с промышленником и меценатом Саввой Мамонтовым и собравшейся вокруг него компанией — Генрихом Семирадским, Марком Антокольским, Адрианом Праховым. Молодежь весело проводила время: осматривали достопримечательности, музицировали, много говорили о самых разных вещах. И здесь же Поленов впервые влюбился.
Позже по совету Боголюбова мастер отправился на север Франции вслед за Ильей Репиным. В небольшом морском городке Вёль в Нормандии он написал работы «Белая лошадка. Нормандия», «Этрета. Нормандия» и многие другие.
Оставаясь «классным художником по исторической живописи», по окончании поездки художник обязан был выставить в Академии большое полотно или ряд картин на исторические сюжеты. Отчетными работами стали «Право господина» и «Арест гугенотки».
Картина отличается точностью в деталях одежд и архитектуры, а также особой театрализацией. Она понравилась публике и стала первым полотном Василия Поленова в коллекции Павла Третьякова.
Местечко Этрета часто писали французские знаменитости: реалист Гюстав Курбе, импрессионист Клод Моне. Но они в первую очередь смотрели на скалы, море, небо, а Поленов сделал акцент на повседневной жизни рыбаков. Этюд он выстроил как академическую картину: главный мотив поместил в центре на втором плане.

В «Белой лошадке» Поленов изучал передачу оттенков яркого белого цвета при сильном солнечном освещении. Сам художник не придавал значения своим французским этюдам, но они стали важной вехой. Нормандия разнообразила поленовскую палитру жемчужными полутонами и помогла ему по-новому передать свет и воздух.
За два года до официального окончания поездки художник решил досрочно вернуться на родину. Он чувствовал, что определился с главными задачами:

«Пользу она [заграничная поездка] мне принесла во многих отношениях, главное, в том, что все, что до сих пор я делал, не то, все это надо бросить и начать снова-здорово. Тут я пробовал и перепробовал все роды живописи: историческую, жанр, пейзаж, марину, портрет головы, образа животных, nature morte и т. д. и пришел к заключению, что мой талант всего ближе к пейзажному, бытовому жанру, которым я и займусь».

Вернувшись в Россию осенью 1876 года, 32-летний Поленов отправился добровольцем на Сербо-черногорско-турецкую войну. Впечатления о трехмесячной службе художник публиковал в журнале «Пчела»: там печатались его зарисовки архитектуры, местных типажей и походной жизни.
Второй раз на войне мастер оказался через год. В октябре 1877 года он отправился на болгарский фронт Русско-турецкой войны в качестве художника при штабе цесаревича Александра Александровича — будущего императора Александра III.

На фронте Поленов создавал этюды с пейзажами и типажами жителей. Изображения с боевыми действиями и ранеными он выполнял неохотно. В письме к русской певице Марье Климентовой-Муромцевой он объяснял это так: «Сюжеты человеческого изуродования и смерти слишком сильны в натуре, чтобы быть передаваемы на полотне, по крайней мере, я чувствую еще в себе какой-то недочет, не выходит у меня того, что есть в действительности, там оно так ужасно и так просто».

Сильно позже, в 1880-х годах, Поленов написал для Александра Александровича серию картин на тему Русско-турецкой войны. Большая часть сейчас находится в Государственном Русском музее.
«Пойдите в галерею, пройдите ряд зал и войдите в Поленовскую залу. И вдруг, вы точно вышли из тени на солнце. Вам кажется, что окна сделались шире и с улицы ворвалась в них новая масса света». С. Глаголь, художественный критик
В 1877 году Василий Поленов поселился в Москве. Он хотел создать полотно «Пострижение негодной царевны» и решил изучить старинную русскую архитектуру. Картину он так и не написал, но сохранились ценные подготовительные работы: зарисовки кремлевских соборов, старинных теремов, узорных древнерусских интерьеров.
Теремной дворец в Московском кремле. Изразцовая печь. 1877. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Василий Поленов. Теремной дворец. Наружный вид. 1877.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Василий Поленов. Успенский собор. Рака митрополита Ионы. 1877. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Василий Поленов. Теремной дворец. Выход из покоев на Золотое крыльцо. 1877. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Василий Поленов. Успенский собор. Южные врата. 1877. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Благовещенский собор в Москве. Придел собора Пресвятой Богородицы в главе. 1877. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Тогда же Поленов выполнил и свою самую известную работу — «Московский дворик». Сюжет существует в двух вариантах разного формата.
Когда в июне 1877 года художник прибыл в Москву, он искал квартиру недалеко от Кремля. Выбор пал на флигель дома Николая Баумгартена на углу Трубниковского и Дурновского переулков. Из окна нового жилья Поленов и увидел сюжет «Дворика»: зеленая трава с протоптанными тропинками, бытовые постройки, залитый мягким солнечным светом двор. Этот уютный, почти деревенский пейзаж раскинулся на фоне белокаменной церкви Спаса Преображения, что на Песках. Петербуржец Поленов, привыкший к дворцам-колодцам, был совершенно очарован этим видом в самом центре города. «Я тут же сел и написал его», — вспоминал он. Так родился первый эскиз-вариант знаменитой картины.
Позже мастер повторил мотив на холсте чуть большего формата: он усилил роль архитектуры, добавил справа еще одну церковь с колокольней — Николы в Плотниках. Картину художник отдал на VI выставку Товарищества передвижников. Причем сам Поленов не ожидал успеха и даже сокрушался, что выступает именно с этим полотном: «К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи, а мне хотелось выступить на передвижную выставку с чем-нибудь порядочным». Но критика оценила работу совсем иначе. «Дворик» заметно выделялся на фоне суровых остросоциальных картин. Поэтичный, светлый, наполненный солнцем и умиротворением, он привнес в русскую живопись тему радости обыденной жизни, добавил светлых красок пленэра. Полотно без раздумий приобрел Павел Третьяков. В тот же период были написаны еще две картины — позже их стали называть «тургеневскими» в творчестве Поленова.

В картине «Бабушкин сад» запечатлен утопающий в зелени дом Баумгартена.
Название отсылает к фамилии владельца: в справочнике «Вся Москва» 1882 года им значился корнет Николай Баумгартен, а чуть раньше дом принадлежал некоему семейству Юрьевых. Построенный в первые десятилетия XIX века, со временем дом обветшал, но сохранил уют. О неспешном течении времени напоминают две фигуры, идущие по тропинке, — пожилая хозяйка усадьбы и ее дочь. Воспоминания о них оставил князь Георгий Львов, который также жил в этом доме. Он писал: «Наш дом Юрьевой, потом Баумгартен, увековечен Поленовым, который тоже жил в нем, в его картине «Бабушкин сад». Старушка — это Юрьева, а ведет ее под руку замужняя дочь ее Баумгартен…»

По другим сведениям, художник писал девушку со своей сестры-близнеца Веры Хрущовой. Эта картина наполнена ностальгией об эпохе «дворянских гнезд». Позже критик Александр Бенуа скажет, что поленовские «милые, полные истинной поэзии картины «Московский дворик», «Бабушкин сад» были столь же значительны для своего времени, как «Грачи прилетели» Саврасова. От этих картин пошла вся «тургеневщина и тютчевщина» нашего пейзажа».
Заросший пруд словно завершает трилогию Поленова с тургеневскими мотивами. Первые этюды к этой картине он написал в 1877 году на даче родителей около южной деревни Петрушки. А в 1878 году перебрался из дома Баумгартена во флигель усадьбы Олсуфьева близ Девичьего поля — и там завершил работу. В ней он передал особое возвышенно-мечтательное настроение. Далеко не сразу взгляд останавливается на фигуре женщины в тени деревьев — позировала мастеру его сестра Вера Хрущова.

Один из критиков «Московских ведомостей» писал о полотне: «В картине этой опять сказался романтик. Было бы весьма трудно с точностью определить ту категорию, под которую должна быть подведена картина г. Поленова… ...такие картины рассчитаны на то, чтобы дать вам, прежде всего «настроение» и составляют в живописи приблизительно то же самое, что в поэзии составляет «элегия». После VII выставки передвижников мотив старого пруда подхватили другие художники. Похожие полотна есть у многих русских мастеров: Исаака Левитана, Валентина Серова, Арсения Мещерского.
Важную роль в жизни Василия Поленова сыграла причастность к Абрамцевскому кружку. На решение переехать в Москву после европейской командировки в том числе повлиял Савва Мамонтов. «Вы, серьезно говоря, не сделаете ошибки, — писал он Поленову в 1873 году, — если целым кружком поселитесь в Москве на некоторый срок для работы… Москва все-таки может дать много самобытного, свежего… материала для художника».

Переезд позволил постоянно навещать Мамонтовых в их квартире в Москве и большой компанией гостить в Абрамцеве — подмосковной усадьбе промышленника. Поленов с удовольствием разделял творческие увлечения друзей: писал декорации для домашних пьес, изображал окрестности в своих пейзажах.
Домашние постановки в Абрамцеве помогли проявиться Поленову как художнику театра. Его увлечение сценой началось еще в Европе: он участвовал в постановках «живых картин» у Алексея Боголюбова — популярном развлечении, где на сцене актеры повторяли произведения живописи. В Абрамцеве же вся компания страстно увлекалась не только живыми картинами, но и большими домашними постановками. Мамонтов писал сценарии, художники — декорации, и дети, и взрослые разучивали роли.
Василий Поленов. Дворец фараона. Эскиз декорации к спектаклю по пьесе Сергея Мамонтова «Иосиф».1880. Театральный музей им А.А. Бахрушина, Москва
Василий Поленов. Атриум. Действие III. Эскиз декорации к спектаклю «Два мира». 1879. Музей-заповедник «Абрамцево», Московская область
Василий Поленов. Зал в волшебном замке. 1883. Музей-заповедник «Абрамцево», Московская область
Василий Поленов. «Аида» Верди. Действие IV. Эскиз декорации к постановке оперы Джузеппе Верди «Аида». 1885. Музей-заповедник «Абрамцево»
Квартира и помещения усадьбы были мало приспособлены для постановок. Поэтому Поленов, вовлеченный в подготовку спектаклей, сразу отказался от тех приемов, что применяли профессиональные театры: сцены той эпохи были перегружены декорациями. Поленов стал оформлять постановку по принципу единой картины: с помощью правильно выстроенной перспективы он создавал иллюзию глубины пространства на одном-единственном фоновом заднике.

Впервые Поленов выполнил такую работу для трагедии Аполлона Майкова «Два мира» о раннем христианстве. События сюжета разворачивались в катакомбах Рима и в доме патриция Деция. Всеволод Мамонтов, сын промышленника, вспоминал, что Поленов «сам написал декорацию… сам с моей матерью налаживал костюмы и с моим отцом режиссировал и заботился о бутафории».

Особенной работой Поленова считаются эскизы к постановке «Алая роза» по сказке «Аленький цветочек».
Сценарий написал Савва Мамонтов. Он перенес действие в средневековую Испанию. В эскизе декорации «Сад дона Сильвы в Кордове» Поленов точно воссоздал дух этой самобытной страны. А в эскизах «Зал в волшебном замке» и «Лестница к замку» добавил сказочные элементы к общему реалистичному изображению. Позже, когда кружку исполнилось 15 лет, Виктор Васнецов отметил эту работу в своей речи: «...декорации к «Алой розе» — гениальные декорации, говорю это смело при таких свидетелях, как, например, Репин. Надо быть волшебником, чтобы перенести нас в эти сказочные сады и дворцы».
С Абрамцевом связаны и первые архитектурные опыты мастера. Поленов создал проект и эскизы внутреннего убранства церкви Спаса Нерукотворного.

За образец он взял старинную новгородскую церковь Спаса на Нередице. Его привлекла компактность и сдержанный декор храма. И хотя итоговый проект готовил Виктор Васнецов, именно Поленов заложил основы этого образа.

В Абрамцеве художник сблизился с Натальей Якунчиковой, своей будущей женой. Они были первой парой, кто повенчался в только что построенной Абрамцевской церкви в 1882 году — в тот момент Поленову было 38 лет.
«Канонический Христос изображается с непокрытой головой, я же его делаю в скуфье, или шапочке, на следующем основании. Апостол Павел говорит: «Всякий муж молящейся или пророчествующий с покрытою головою постыжает свою голову» <…> На Востоке все носят на голове что-нибудь, поэтому и Христос, который ничем внешне не отличался от других, ходил с покрытой головой».
Годом ранее, в 37-летнем возрасте, Василий Поленов начал работу над полотном «Христос и грешница». С юности он мечтал создать картину, которая по масштабу была бы подобна «Явлению Христа народу». Еще в европейской поездке он сделал первые эскизы и вернулся к замыслу в начале 1880-х годов.

Сюжет основан на событии, описанном в Евангелии от Иоанна. Книжники и фарисеи — представители одного из общественно-религиозных течений в древней Иудее — привели к Христу женщину, «взятую в прелюбодеянии». По убеждениям того времени ее следовало закидать камнями: «Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень».
Поленов писал именно историческое полотно: Христос для него был реально существовавшим человеком, не мифом, а исторической личностью с невероятной духовной силой. Задача, которую он ставил себе, — «дать этот образ, каким он был в действительности».

Чтобы увидеть места, по которым когда-то ходил Христос, мастер отправился в путешествие на Ближний Восток. Вместе с искусствоведом Адрианом Праховым и промышленником Семеном Абамелек-Лазаревым он побывал в Константинополе, Александрии, Каире, Иерусалиме, спустился по Нилу из Асуана до Асьюта, затем отправился в Сирию и Палестину, а на обратном пути — в Грецию. Позже в Риме он углублял наработанные этюды, изучал новейшую научную литературу об истории раннего христианства. Саму картину «Христос и грешница» Поленов писал в 1886–1887 годах в кабинете Саввы Мамонтова.
Но церковная цензура не хотела пропускать картину с неканоническим обликом Спасителя. В финальном варианте Поленову пришлось убрать шапочку. Также цензоры отклонили авторское название «Кто из вас без греха?». Но критика полностью исчезла, когда полотно купил император Александр III.

Работая над этим полотном, художник набирал знания об эпохе, переосмыслял написанные в путешествии этюды. И продолжал создавать работы на тему жизни Христа.
За время подготовки мастер создал множество набросков. Один из грандиозных эскизов — в натуральный размер, примерно 3 на 6 метров, полностью выполненный углем, — хранится в музее-заповеднике «Поленово». В этом эскизе Христос изображен с покрытой головой.

Мастер подробно писал Семену Абамелек-Лазареву о том, как продумывал облик Христа:
Критик С. Глаголь писал: «Когда появились впервые на выставке эти этюды, один любитель-живописец ходил по всем магазинам Москвы и добивался тех особых «поленовских» красок, которыми, казалось ему, пишет художник. И действительно, когда вы смотрите на эти этюды, вам кажется, что это какие-то особые «дорогие» краски, далекие от красок, которыми пишут другие».

К библейской теме Поленов возвращался и позже: в 1899 году он отправился на Ближний Восток в поисках натуры для большого цикла «Из жизни Христа». В этот раз маршрут пролегал через Константинополь, Египет, Палестину и Грецию. Из поездки мастер опять привез пейзажи — их он показал на XVII передвижной выставке вместе с картиной «На Тивериадском (Генисаретском) озере».
В первой поездке по Ближнему Востоку Поленов выработал и новый метод письма. Он работал чистыми красками, не смешивал их на палитре заранее. Так художник добился необычных ярких и светлых цветовых отношений. Он сумел настолько живо передать солнце и воздух Востока, что публика не верила, что он работает теми же красками, что и остальные.
Ближневосточные реалистичные ландшафты подчеркивали саму реальность жизни Христа. Поленов показывал, что за два тысячелетия местность почти не изменилась: озеро, скалы, растительность остались такими же, какими их видел Спаситель. Художник считал, что и костюмы местных жителей не слишком изменились за прошедшие века: на работах этого цикла Спаситель, как и в полотне «Христос и грешница», облачен в ближневосточные одежды конца XIX века.

В 1909 году мастер закончил работу над циклом. В него вошли 72 произведения. Они раскрыли хронологию земной жизни Спасителя — от Благовещения, когда Мария узнала радостную весть, и заканчивая последними днями. Для цикла мастер также повторил в меньшем размере картину «Христос и грешница» и другие полотна на евангельскую тему. На вернисаже художник назвал эту серию результатом труда своей жизни.
О его работах снова заговорили: роль пейзажа в них стала особенно сильной, Спаситель словно сливался с природой в единое целое. Зрители считывали этот посыл, в одной из рецензий критик писал: «…он мечтал показать Христа в природе, привлечь природу к соучастию в его великой жизни».
Василий Поленов. На Тивериадском (Генисаретском) озере. 1888. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Василий Поленов. Мечты (на горе). Вторая половина 1880-х-1900-е годы. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Василий Поленов. Среди гостей. 1896. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Василий Поленов. «И был там». 1890-е — 1900-е. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Василий Поленов. Христос. 1887. Музей-заповедник В. Д. Поленова, Тульская область
Греческие мотивы появились и позже: в картине 1890-х годов «Эллада» и в театральных декорациях. В 1894 году Поленов оформил живую картину «Афродита» для Первого съезда русских художников и любителей художеств. Он изобразил храм со статуей Венеры на берегу чистейшего моря. Перед ней, по воспоминаниям Леонида Пастернака, стоял скульптор Агесандр — его сыграл Константин Станиславский. Позже этот мотив художник переработал для собственной оперы «Призраки Эллады» в Большом зале Московской консерватории. В центре этого мотива — этюд «Троада» из ближневосточного путешествия 1881 года, художник показал его в зеркальном отражении.
Эксперты особенно выделяют работы Поленова, вдохновленные Грецией. Здесь он побывал трижды: в 1882 году, когда возвращался из первой поездки по Ближнему Востоку; в 1899 году, во время второй поездки на Восток; и в 1911 году, когда готовился расписывать Музей изящных искусств. В этюдах он запечатлел древние храмы афинского Акрополя — Парфенон и Эрехтейон.
А в 1881 году тяжело заболела и вскоре умерла его сестра-близнец Вера Хрущова. Всю свою скорбь и отчаяние Поленов выразил в этой картине. Девочка, запечатленная на холсте, постепенно «утопает» в постели. Ее окутывает темнота, а рядом остается близкий человек, который ничем не может помочь.
Еще одно полотно, законченное в 1880-е годы, связано с трагическими событиями в жизни мастера. За десятилетие он потерял трех дорогих ему женщин. В 1873 году он тяжело переживал раннюю смерть Маруси Оболенской. В тот же период Поленов приятельствовал со студенткой Лейпцигского университета Елизаветой Богуславской и принимал участие в ее судьбе, когда она угасала от чахотки. Тяжелые переживания побудили написать его первый эскиз к будущей картине.
Большую роль в жизни Поленова занимало преподавание. В 1882 году мастер устроился в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где стал любимым учителем молодых Коровина, Левитана и других студентов. Общение с ними не ограничивалось училищем: «Днем школа живописи, иногда посещение музеев, походов на «грибной рынок», «вербный базар», балаганы на Подновинском, поиски предметов народного творчества, изучение памятников старины Москвы, вечером рисовальные вечера, по воскресеньям рисовальные утра» — так описывала дочь Поленова жизнь художественного кружка, который образовался вокруг ее отца.
Летом 1887 года Левитан приехал к Поленовым в гости на дачу в Жуковке. Здесь он запечатлел мотив, который многие называли «поленовским» после картины «Заросший пруд». Левитан написал два этюда и один из них подарил самому Поленову как первооткрывателю этой темы.

Егише Татевосян был одним из любимых учеников Поленова. Он регулярно гостил у него в усадьбе и даже составил компанию в путешествии по Ближнему Востоку. Этот портрет любимого учителя он создал в особенной технике. Автор говорил, что ее изобрел сам Поленов после прогулок по римскому форуму.
Почти таким же способом Татевосян сделал и портрет самого Поленова. Единственное различие — способ закрепления. Как рассказывал автор, по рекомендации химика Дмитрия Менделеева он заменил цемент, от которого отпадали гладкие камни, на смесь канифоли с воском. Держались они крепко, но такая замазка пропитала мозаику и местами сильно изменила цвет. Так что некоторые камни даже пришлось менять.
Рисовальные вечера посещали не только ученики, но и недавние выпускники и друзья художника. На них приглашались натурщики, которые позировали в национальных одеждах. Нередко их заменяли сами художники или их близкие — например, Наталья Поленова позировала в пестром восточном покрывале, Левитан — в одеждах бедуина.
Василий Поленов придерживался строгой системы преподавания. Он учил художников правильно выстраивать перспективу, внимательно относиться к материалам для работы. Егише Татевосян рассказывал об интересном эксперименте, с которым Поленов знакомил студентов. Он наглядно показывал им изменения красок из-за воздуха, солнца, разных соединений. Для этого он делал специальные таблицы с красками разных производителей: Мевеса, Лефранка и Шмидта. Он «намазывал одну и ту же краску на всех 3-х таблицах, на каждой отдельно: в чистом виде и в смешанной с цинковыми и кремницкими белилами, надписывая названия красок и фабрик; одну таблицу вешал в комнате, другую выставлял на солнце, а третью — держал в темноте. Выдержав год, он вывесил их в классе, и ясно было видно, что таблица от солнца изменилась много сильнее двух других. Кроме того, краска в смеси с цинковыми белилами оказалась более устойчивой и менее изменилась, чем та же краска в смеси с кремницкими белилами».
Там он с детьми собирал кусочки древнего разноцветного мрамора и отдавал их мраморщику — тот укреплял их в цементе на грифельной доске, и получалась столешница. Однажды Поленов заметил, что разноцветные камушки на берегах Оки напоминают этот мрамор. Он стал собирать их и выкладывать мозаику: брал ящик, доверху наполнял его песком, размещал там узор из камней, затем заклеивал его бумагой и привинчивал крышку. После ящик переворачивался, из него выдувался песок, а узор заливался цементом.
«Рыцарь красоты!» Какое славное наименование дал Вам С. Мамонтов. <…> Вспоминая всех выдающихся людей, с которыми сталкивала меня судьба, я останавливаюсь на Вас, и мне хочется приветливо поклониться идеалу духовного аристократизма, черты которого, когда-то едва намеченные в моем сознании, теперь так тесно сливаются с Вашим образом». Из письма Марии Климентовой-Муромцевой Василию Поленову
Давно мечтая о «домике на берегу Оки… где будет музей, галерея и библиотека», в начале 1890 года художник купил землю на берегу реки в деревне Бёхово. По чертежам мастера здесь была построена усадьба, куда он перебрался с семьей. Именно это имение стало музеем-заповедником «Поленово», которым до сих пор управляют потомки художника.

В этот период окончательно сложился особый тип эпического «поленовского» пейзажа с обобщенным образом русской природы. Образы, навеянные еще детскими впечатлениями в Имоченцах, на Оке проявились в полную силу. Мастер создал множество картин, где река плавно и спокойно течет по извилистому руслу, с высокого берега открывается вид на заводи и леса до самого горизонта.
Этот пейзаж Василий Поленов увидел в один из сентябрьских дней. Он открылся ему из окна флигеля новой усадьбы. Снег выпал слишком рано для осени: на деревьях еще оставались желтые листья, а на холмах поздние цветы и травы. И вдруг всю эту безмятежную картину сковал мороз. Осень и зима смешали краски — и художник сумел это передать. Ракурс из окна помог создать протяженный эпический пейзаж: дальняя панорама Оки теряется в дымке горизонта.
Картина «Ока. Летний день» — один из множества речных пейзажей, которые Поленов создал здесь. Мастер передал ощущение солнечного дня, радость от летнего тепла. В письме своему другу и ученику Константину Коровину он писал: «Как мне хотелось бы показать Вам нашу Оку. Ведь мы с Вами открыли ее красоту и выбрали место для жительства. Но Вам тогда почему-то показалось, что в этой красоте и гармонии нет-нет да и проскользнет гармоника. Вот я живу здесь теперь двадцать два года, и ни разу ее не слыхал, а красота и гармония всё те же».
«Золотая осень» также относится к эпическим пейзажам, где Поленов создал собирательный образ России с ее широкими далями и масштабной сменой сезонов. Осень тут еще мягкая и теплая: нет опавшей листвы, часть деревьев еще зеленеет. Особенность полотна в том, что взгляду трудно охватить его целиком. «…У него свои затейливые ритмические ходы. Зритель легко «входит» в него слева и оказывается в замкнутом пространстве. Дорожка легко выводит его в глубину картины, он мысленно огибает речку и поднимается по плавным текучим линиям холмов — до горизонта, обозначенного белой церковкой с колоколенкой. Отсюда открываются завораживающие своей красотой дали», — так отзывалась о работе Элеонора Пастон, искусствовед, ведущий научный сотрудник отдела живописи XIX–XX вв.еков Третьяковской галереи.
Важным делом Поленов считал создание народных театров, где приобщаться к красоте мог бы каждый. В 1915 году он спроектировал Дом театрального просвещения в Москве и позже в его мастерских создал типовые декорации для театров в деревнях и на фабриках — для тех сцен, где работа художника была бы роскошью. Когда он стал проводить большую часть времени в своей усадьбе на берегу Оки, Поленов взялся за школьные и народные театры в соседнем селе Страхово и в Тарусе. В 1915 году там поставили его оперу «Призраки Эллады», к которой он сам написал музыку и создал декорации.
Василий Поленов. Дом театрального просвещения имени академика В. Д. Поленова в Москве на Медынке. Осуществленный проект здания. 1915. Музей-заповедник им. В.Д. Поленова, Тульская область
Дом театрального просвещения на Медынке. 1915 год. Музей-заповедник им. В.Д. Поленова, Тульская область
Василий Поленов закладывает первый камень Дома имени академика В. Д. Поленова. 7 мая 1915 года. Фотография: Театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва
Дом театрального просвещения имени академика В. Д. Поленова. Вид со стороны Зоологической улицы. Около 1916−1928 годов. Фотография: Театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва
Василий Поленов. Большой канал в Венеции. 1920-е. Лист из диорамы «Путешествие вокруг света». Музей-заповедник им. В. Д. Поленова, Тульская область
«Диорама — значит прозрачная картина, ее изобрел французский художник Дагер. Картины меняются в зависимости от направления освещения — спереди или сзади. Можно очень разнообразить пейзажи, марины, горы, улицы. <…> Выходит что-то вроде волшебства». Василий Поленов
Василий Поленов. Новогодняя елка. 1920-е. Лист из диорамы. Музей-заповедник им. В.Д. Поленова, Тульская область
Василий Поленов. Поезд. 1920-е. Лист из диорамы «Путешествие вокруг света». Музей-заповедник им. В.Д. Поленова, Тульская область
Размеренную жизнь нарушили события революционных лет. В конце 1918-го Поленов писал: «У нас пока сравнительно спокойно, но по соседству были погромы, хотя до нас не дошли; даже когда одна деревня начала об этом поговаривать, то наши ближайшие соседи объявили, что не допустят».

Егише Татевосян описывал эти события еще эмоциональнее, подчеркивая особенное уважение мужиков к художнику: «Как-то мы ехали в имение от станции в экипаже, и я был удивлен, что В.Д., не дожидаясь приветствия от встречного мужика, сам снимал шапку, громко приветствовал: «Здравствуй!», это было во время империалистической Руси, когда господа были «господами». Все крестьяне относились к нему хорошо. В то время, когда после переворота многие имения были разграблены и когда чужие крестьяне двигались разграбить имение Поленова, крестьяне, знающие Поленова, с оружием в руках вышли им навстречу и заявили: «Мы не допустим грабить наших благодетелей».

После Октябрьской революции художник продолжал поддерживать крестьян и живо принимать участие в образовательных программах: он сам водил экскурсии по своей усадьбе, помогал молодежи устраивать театральные кружки, учил детей изобразительному искусству. Благодаря его искренней самоотдаче усадьба осталась нетронутой и одной из первых попала под охрану нового государства: она не подлежала конфискации и стала музеем, национальным достоянием. При этом заботиться о ней оставили семью Поленовых.
И сегодня в музее-заповеднике «Поленово» стоит диорама, которую мастер создал для крестьянских детей.

Особенность диорамы именно в подсветке: на двух сторонах одного листа должны быть похожие картины, которые отличаются в деталях. И если яркий свет падает спереди, то видна «дневная» сторона, сзади — «ночная». Так зажигаются фонарики на елке, день сменяется сумерками, загорается луна.
Из позднего творчества Поленова искусствоведы выделяют и картину «Разлив на Оке» 1919 года. Мастер написал ее в 75 лет. Критики признавали полотно одним из лучших того периода.

Не стало художника летом 1927 года. По воспоминаниям семьи, незадолго до смерти он попросил повесить на стене своей комнаты работу любимого ученика Константина Коровина.
На разных картинках Поленов показывал множество разных стран, водный и наземный транспорт. Дочь художника Екатерина Сахарова вспоминала: «Его увлекала идея дать людям возможность, как по волшебству, обозреть много стран, увидеть явления природы в непередаваемых живописью эффектах транспаранта (от франц. transparent — «прозрачный». — Прим. ред.)». Она цитировала отца: «Вы подумайте, как живут крестьяне. Полгода холода, темноты, ничего, кроме трактира. С тоски можно умереть. И вдруг кругосветное путешествие!»
Василий Поленов в мастерской В.В. Матэ в Петербурге. 1908 год. Фотография: Музей-заповедник им. В.Д. Поленова, Тульская область
Василий Поленов с дочерью Натальей. 1925 год. Фотография: Музей-заповедник им. В.Д. Поленова, Тульская область
Василий Поленов с дочерьми в усадьбе Борок. 1900-е годы. Фотография: Музей-заповедник им. В.Д. Поленова, Тульская область
Василий Поленов на этюде в Тарусе у могилы В.Э. Борисова-Мусатова. 1911 год. Фотография: Музей-заповедник им. В.Д. Поленова, Тульская область
Василий Поленов в кабинете мастерской Аббатство. 1910-е год. Фотография: Музей-заповедник им. В.Д. Поленова, Тульская область
«Три года назад я получил письмо здесь, в Париже, что умер Василий Дмитриевич Поленов. Письмо было от его жены, Наталии Васильевны. Она трогательно написала мне, что Василий Дмитриевич, умирая от старости, был в полном сознании. «За два дня до смерти, — писала жена, — он сказал мне: «Достань мне этюд Константина, речку в Жуковке. И повесь здесь, передо мной на стене. Я буду смотреть. А если умру, напиши ему в Париж поклон, скажи, что увидимся, может быть, опять на этой речке…»
Константин Коровин, из «Воспоминаний»
Автор: Оксана Маякова
Верстка: Анна Гужикова