Юкагиры живут в Северо-Восточной
Якутии и в землях Западной Чукотки. На этих территориях находятся самые большие в мире скопления вымерших животных. Согласно поверьям юкагиров, озера — это места, где лежали мамонты, а реки — следы их троп.
Русские первопроходцы застали юкагиров поделенными на два родственных народа: верхнеколымских и нижнеколымских. Первые жили в лесах, вторые — в тундре. Все юкагиры прекрасные охотники, рыболовы и собиратели. Для лесных основным животным стал лось. А жители тундры традиционно охотились на северного оленя. Под влиянием тунгусо-маньчжуров они также стали разводить этих животных, но только для передвижения и транспортировки грузов.
Из шкур лосей и оленей юкагиры шили
обувь и одежду. Шкурки соболей, белок, горностая и лисиц пускали на ясак — так в старину называлась дань, которую платили пушниной. Остаток выменивали на порох, табак, чай, ткани и конский волос.
Главным блюдом считалась рыба — она была сродни хлебу для русских. О сельди местные христиане говорили: «Это наша манна…» Но самым любимым лакомством был осетр — его глаз доставался лучшему рыбаку и охотнику в семье.
Юкагира всегда можно отличить от других северных народов по характерной цветовой гамме его одежды (белый в сочетании с черным и красным) и орнаменту в виде зигзага. За сложный крой и внешнюю схожесть русские прозвали костюм юкагиров фраком,
кафтаном или камзолом. Такую одежду украшали аппликациями, бисерной вышивкой, мозаикой из меха. Часто на кафтаны и пояса крепили металлические бляхи. Этнограф Владилен Туголуков писал, что юкагирские мужчины заплетали косы — к ним также подвешивали эти плашки вместе с бисерными нитками. На груди носили тяжелые бляхи — их, как правило, передавали из поколения в поколение.
Как и все соседние народы, юкагиры поклонялись духам природы. Больше всего они почитали солнце и огонь. Когда по весне начинался сход льда на реках, хозяину воды подносились подарки: бисер, ленты, обрезки материи. Особенно юкагиры почитали медведя. Он считался наполовину человеком: по местным преданиям, люди произошли от брака медведя с женщиной. Называли его только иносказательно: например,
хаха — «старик», или
лэбиэн-чомоджэл — «дед — хозяин земли». Если в селении готовили медвежатину, это был особый праздник, полный запретов. Женщины к трапезе не допускались, а мальчики могли отведать блюдо лишь в том случае, если были похожи на мужчин. Для этого им рисовали усы сажей.