МУЗЕЙ ПОБЕДЫ
История Великой Отечественной войны в экспонатах, диорамах и трехмерных панорамах
МУЗЕЙ ПОБЕДЫ
История Великой Отечественной войны в экспонатах, диорамах и трехмерных панорамах
Портал «Культура.РФ» подготовил спецпроект о Центральном музее Великой Отечественной войны 1941−1945 годов — Музее Победы на Поклонной горе. Совершите прогулку по главным залам музея, его галереям, диорамному комплексу и экспозиции под открытым небом.
Портал «Культура.РФ» подготовил спецпроект о Центральном музее Великой Отечественной войны 1941−1945 годов — Музее Победы на Поклонной горе. Совершите прогулку по главным залам музея, его галереям, диорамному комплексу и экспозиции под открытым небом.
Портал «Культура.РФ» подготовил спецпроект о Центральном музее Великой Отечественной войны 1941−1945 годов — Музее Победы на Поклонной горе. Совершите прогулку по главным залам музея, его галереям, диорамному комплексу и экспозиции под открытым небом.

Главная аллея и монумент Победы

Главная аллея и монумент Победы
К зданию Музея Победы ведет главная аллея парка — «Годы войны». Она разбита на пять террас, каждая из которых символизирует год Великой Отечественной войны. Вдоль аллеи в летнее время бьют 225 фонтанов: 225 недель шли сражения. По вечерам здесь включают красную, «кровавую» подсветку.
Центральный музей Великой Отечественной войны 1941−1945 годов — Музей Победы, Москва
Фотография: E. O. / фотобанк «Лори»
В начале аллеи, слева, есть небольшой холм — это то, что осталось от Поклонной горы. Большую часть срыли, когда строили Кутузовский проспект и близлежащие жилые кварталы. Такое название это место получило еще во времена Древней Руси. Отсюда открывался вид на город, и путники останавливались здесь, чтобы поклониться московским святыням. На этом же месте собирали «поклоны» — сборы за въезд в город.
Завершает аллею величественный монумент Победы — самый высокий памятник в России. Он в два раза выше «Родины-матери» в Волгограде. Выполнен монумент в виде трехгранного штыка, который поднимается от дула солдатской винтовки. Проект подготовил московский скульптор Зураб Церетели, а возводить сооружение помогали архитекторы Леонид Вавакин и Владимир Будаев.
Памятник «Георгий Победоносец» на Поклонной горе, Москва
Фотография: Владимир Журавлев / фотобанк «Лори»
Центральный музей Великой Отечественной войны 1941−1945 годов — Музей Победы, Москва
Фотография: Елена Коромыслова / фотобанк «Лори»
Памятник «Георгий Победоносец» на Поклонной горе, Москва
Фотография: Владимир Журавлев / фотобанк «Лори»
Высота монумента символична: 1418 дециметров — столько же, сколько и дней войны. Грани штыка покрыты барельефами, которые посвящены сражениям. Здесь можно увидеть сцены Сталинградской битвы, боев на Курской дуге, блокаду Ленинграда, форсирование Днепра, а на самом верху — взятие Берлина. На уровне 104 метров на штыке установлена скульптурная композиция — богиня Ника с золотым лавровым венком и два купидона, трубящих в горны.
Монумент Победы — сложная инженерная конструкция. В его постамент встроены многотонные противовесы, а в сам штык — элементы, которые защищают его от сильных ветров. Внутри обелиска двигается лифт, на котором персонал может подняться на вершину.
У подножия монумента установлена скульптура покровителя Москвы — святого Георгия Победоносца. Он, как и на гербе столицы, расправляется с огромным змеем.

Зал Исторической Правды
и Зал Памяти и Скорби

Зал Исторической Правды
и Зал Памяти и Скорби
Здание Музея Победы располагается за монументом. Фасад выполнен в виде полукруглой колоннады, а за ним возвышается главный купол. Проект здания выбрали на конкурсе в 1979 году — тогда лучшей признали работу авторского коллектива скульпторов и архитекторов во главе с Николаем Томским и Анатолием Полянским.
Строить музей начали в 1983 году, но вскоре из-за сложной обстановки в стране стройплощадку заморозили. Работы возобновили в 1994 году, а уже через год, к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне, открыли весь комплекс с мемориальным парком и монументом Победы.
Зал Исторической Правды
Фотография: Центральный музей Великой Отечественной войны 1941−1945 годов — Музей Победы, Москва
Зал Памяти и Скорби
Фотография: Центральный музей Великой Отечественной войны 1941−1945 годов — Музей Победы, Москва
Зал Памяти и Скорби
Фотография: Центральный музей Великой Отечественной войны 1941−1945 годов — Музей Победы, Москва
На нулевом этаже музея располагается Зал Исторической Правды — выставочное пространство, посвященное предвоенному периоду и первым месяцам Великой Отечественной войны. На информационных стендах и мониторах можно увидеть архивные фотографии и краткую информацию о событиях тех лет. Здесь же приведена статистика: количество погибших военных и мирных жителей, уничтоженных городов и деревень, а также величина материальных потерь страны. Под стеклом размещены редкие экспонаты: портфель Георгия Жукова, с которым он ходил на прием к Сталину, фотоаппарат «Фотокор-М» — с его помощью запечатлен парад 7 ноября 1941 года. Тогда войска с Красной площади уходили сразу на фронт, а снимки советских солдат и техники распространяли, чтобы деморализовать подразделения вермахта. В экспозиции также можно увидеть предметы солдатского быта, оружие, документы и даже плеть немецких надзирателей из концлагерей.
Зал оформлен в черно-красных тонах, а на стенах — слова, которые характеризуют военные годы: горе, бесчеловечность, грабежи, развалины, агрессия, удар, безумие, убийство, разрушение.
За залом Исторической правды находится всенародный исторический депозитарий «Лица Победы» — это цифровой архив фотографий и личных историй миллионов людей, которые боролись против нацизма в годы Великой Отечественной войны. На потолке этого зала — миллионы латунных нитей с хрустальными каплями. Они символизируют слезы солдатских матерей. Хрустальные слезы покрывают и своды в следующем пространстве — Зале Памяти и Скорби. В его центре установили скульптуру скорбящей матери, которая склонилась над погибшим сыном. Композицию по проекту Льва Кербеля вырезали из белого мрамора, добытого на Урале.
На потолке Георгиевского зала — миллионы латунных нитей с хрустальными каплями. Они символизируют слезы солдатских матерей. Хрустальные слезы покрывают и своды в следующем пространстве — Зале Памяти и Скорби. В его центре установили скульптуру скорбящей матери, которая склонилась над погибшим сыном. Композицию по проекту Льва Кербеля вырезали из белого мрамора, добытого на Урале.
В этом зале можно почтить память погибших минутой молчания. В такие мгновения здесь царит особая тишина, поскольку стены покрыты шумопоглощающими плитами из базальтового волокна, и звуки извне сюда не попадают.

Диорамный комплекс

Диорамный комплекс
На нулевом этаже также находятся шесть диорам, которые посвящены событиям войны. Каждую диораму предваряет аванзал с дополнительными масштабными полотнами. Их подготовили мастера Студии военных художников имени М.Б. Грекова: Евгений Данилевский, Евгений Корнеев, Марат и Александр Самсоновы, Николай Присекин, Виктор Дмитриевский и Вениамин Сибирский.
«Контрнаступление советских войск под Москвой в декабре 1941 года». В основу сюжета полотен легли события, которые происходили в Москве и Подмосковье. На них запечатлены сцены парада на Красной площади, сражений в подмосковных полях, а на основном полотне — колонны сибирских и уральских пеших частей, которые прибыли для пополнения 1-й Ударной армии. Контрнаступление под Москвой отбросило гитлеровские войска на 200−300 километров назад, однако уничтожить вражескую группировку тогда не удалось.
«Сталинградская битва. Соединение фронтов». Битва под Сталинградом переломила ход войны — с этого момента началось наступление советских войск по всем фронтам. Диорама посвящена соединению войск Юго-Западного и Сталинградского фронтов 23 ноября 1942 года в районе города Калач и поселка Советский. На основном полотне изображены встреча танкистов 4-го танкового корпуса с бойцами 4-го механизированного корпуса, а в центре — командира 45-й танковой бригады полковника Петра Жидкова.
«Сталинградская битва. Соединение фронтов». Битва под Сталинградом переломила ход войны — с этого момента началось наступление советских войск по всем фронтам. Диорама посвящена соединению войск Юго-Западного и Сталинградского фронтов 23 ноября 1942 года в районе города Калач и поселка Советский. На основном полотне изображены встреча танкистов 4-го танкового корпуса с бойцами 4-го механизированного корпуса, а в центре — командира 45-й танковой бригады полковника Петра Жидкова.
«Блокада Ленинграда». Стены аванзала покрывают групповые портреты ленинградцев: люди прячутся в бомбоубежищах от взрывов, лечат раненых, помогают артиллеристам заряжать орудия, стоят в очереди за кипятком. На основном полотне изображен собирательный образ города-героя. Здесь можно разглядеть здания на Английской и Адмиралтейской набережной, Банковский мост с грифонами, купола Исаакиевского и Казанского соборов, Дворцовый мост и Петропавловскую крепость.
Пылающие полуразрушенные здания блокадного города пытаются потушить дружинники, а под мостами прячутся от вражеских налетов жители. Ленинград находился в блокадном кольце 872 дня. Полностью освободить город удалось к 20-м числам января 1944 года, а 27 января был дан победный салют 24 залпами из 320 орудий.
«Блокада Ленинграда». Стены аванзала покрывают групповые портреты ленинградцев: люди прячутся в бомбоубежищах от взрывов, лечат раненых, помогают артиллеристам заряжать орудия, стоят в очереди за кипятком. На основном полотне изображен собирательный образ города-героя. Здесь можно разглядеть здания на Английской и Адмиралтейской набережной, Банковский мост с грифонами, купола Исаакиевского и Казанского соборов, Дворцовый мост и Петропавловскую крепость. Пылающие полуразрушенные здания блокадного города пытаются потушить дружинники, а под мостами прячутся от вражеских налетов жители. Ленинград находился в блокадном кольце 872 дня. Полностью освободить город удалось к 20-м числам января 1944 года, а 27 января был дан победный салют 24 залпами из 320 орудий.
«Курская битва». В основу сюжета диорамы легли события одного из крупнейших в истории танковых сражений — под Прохоровкой. 12 июля 1943 года в поле у поселка Прохоровка под Белгородом сошлись в лобовом сражении две танковые армии. Всего в битве участвовало до 1200 танков и самоходных установок с обеих сторон. На полотне изображены соединения 5-й гвардейской танковой армии генерал-лейтенанта Павла Ротмистрова.
«Курская битва». В основу сюжета диорамы легли события одного из крупнейших в истории танковых сражений — под Прохоровкой. 12 июля 1943 года в поле у поселка Прохоровка под Белгородом сошлись в лобовом сражении две танковые армии. Всего в битве участвовало до 1200 танков и самоходных установок с обеих сторон. На полотне изображены соединения 5-й гвардейской танковой армии генерал-лейтенанта Павла Ротмистрова.
«Форсирование Днепра». Пятая диорама рассказывает о форсировании Днепра. В военном деле так называется наступление через водную преграду, когда на противоположном берегу обороняется противник. К осени 1943 года подразделения Красной армии освободили территории на левом берегу Днепра и подошли к самой реке. Форсировали Днепр по всему фронту, но первые бои прошли в районе Чернобыля, под Днепродзержинском, Киевом и у Кременчуга. Эти сцены изображены на полотнах аванзала и на основной картине.
«Штурм Берлина». Шестая диорама рассказывает о взятии Берлина. На полотне можно увидеть северо-восточную часть парка Тиргартен с Рейхстагом. Сюда 29 апреля 1945 года вышли части Красной армии. На переднем плане в руках у советских воинов изображено Знамя Победы, которое вскоре водрузят на крыше Рейхстага.
«Штурм Берлина». Шестая диорама рассказывает о взятии Берлина. На полотне можно увидеть северо-восточную часть парка Тиргартен с Рейхстагом. Сюда 29 апреля 1945 года вышли части Красной армии. На переднем плане в руках у советских воинов изображено Знамя Победы, которое вскоре водрузят на крыше Рейхстага.

Зал Полководцев и Зал Славы

Зал Полководцев и Зал Славы
На первом этаже располагается Зал Полководцев. Здесь у основания колонн размещены бюсты военачальников — кавалеров ордена «Победа». Это высшая военная награда, которую в годы Великой Отечественной войны вручали за успех в масштабных стратегических сражениях. В СССР такой орден получили 11 полководцев: Иосиф Сталин, Георгий Жуков, Александр Василевский, Константин Рокоссовский, Иван Конев, Федор Толбухин, Кирилл Мерецков, Родион Малиновский, Семён Тимошенко, Алексей Антонов, Леонид Говоров. Бронзовые бюсты изготовил скульптор Зураб Церетели.
В южном крыле первого этажа располагается экспозиция, посвященная адмиралу Сергею Горшкову. Он создал ракетно-ядерный флот, а в годы Великой Отечественной войны командовал Черноморской флотилией. В северном крыле представлена выставка «Нормандия — Неман» о французском истребительном полке, который сражался на советском фронте с 1943 года.
Зал Полководцев
Фотография: Центральный музей Великой Отечественной войны 1941−1945 годов — Музей Победы, Москва
Зал Полководцев
Фотография: Центральный музей Великой Отечественной войны 1941−1945 годов — Музей Победы, Москва
Из Зала Полководцев к Залу Славы ведет парадная лестница, которую украшает декоративное панно «Солдатская дорога Славы» — композиция из винтовок и касок на барельефной ленте. Дорогу Славы покрывают лавровые венки, а между маршами установлены огромные бронзовые свечи. На верхней площадке лестницы представлена композиция «Щит и меч Победы» — ее изготовили из златоустовской стали и украсили уральскими самоцветами: аквамаринами, цитринами, бериллами, гранатами, топазами.
Зал Славы посвящен подвигу солдат, офицеров и генералов в годы Великой Отечественной войны. На мраморных плитах высечены имена всех 11 695 воинов, удостоенных звания Героя Советского Союза. Также здесь можно увидеть имена погибших офицеров, которые за подвиги на фронтах Великой Отечественной получили награды только в 1990-е годы, когда с информации о них был снят гриф секретности: им вручили звание Героя России.
В центре зала возвышается 10-метровая бронзовая фигура «Солдат Победы», ее изготовил украинский скульптор Валентин Зноба. У ног солдата лежит меч, выкованный тульскими оружейниками. Надпись над клинком гласит: «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет». Эту фразу приписывают великому князю Александру Невскому. Над скульптурой смыкается 27-метровый свод, а в его центре можно увидеть увеличенную модель ордена «Победа». Купол обрамляет бронзовый лавровый венок Славы. Ниже по кругу размещены барельефы 12 городов-героев и героической Брестской крепости.
Зал Славы
Фотография: Центральный музей Великой Отечественной войны 1941−1945 годов — Музей Победы, Москва
На куполе зала показывают трехмерную видеопроекцию. Она рассказывает о событиях военных лет: о Битве за Москву, блокаде Ленинграда, Сталинградской битве, штурме Берлина и параде Победы.

Экспозиция «Подвиг народа» и выставочная галерея

Экспозиция «Подвиг народа» и выставочная галерея
В 2020 году на втором этаже музея появилась новая экспозиция — «Подвиг народа». На площади три тысячи квадратных метров возвели 14 трехмерных локаций, посвященных разным эпизодам Великой Отечественной войны. Художники группы «Невский баталист» под руководством Дмитрия Поштаренко воссоздали в реальном размере стены осажденной Брестской крепости, разгромленные улицы оккупированных советских городов, пространство у ворот одного из концлагерей.
В экспозиции представлены также сцены эвакуации предприятий и культурных ценностей на восток страны, работы ученых над новыми открытиями. Здесь можно увидеть восстановленную секретную радиостудию, в которой Юрий Левитан зачитывал сводки Совинформбюро, в этих интерьерах с помощью голограммы создали образ диктора за работой. Также гости музея смогут посетить кабинет Главнокомандующего — Иосифа Сталина. В каждой локации звучит собственное аудиосопровождение, а на стенах демонстрируются фрагменты из фильмов-реконструкций, снятых специально для Музея Победы.
Для экспозиции художники подготовили десятки ростовых скульптур, многие из представленных персонажей имеют реальные прототипы.
Завершает экспозицию трехмерная панорама «Битва за Берлин. Подвиг знаменосцев». Через пролом в стене можно попасть в обычную берлинскую квартиру. Здесь разбросана мебель, заколочены окна, потолок пробит снарядом. А из квартиры — выход на воссозданные улицы немецкой столицы. Дома вокруг охвачены пожарами, по мостовой разбросаны гильзы снарядов, у обочин дорог — подбитые танки. На баррикадах сражаются советские солдаты, несколько бойцов прорываются к Рейхстагу. У них в руках — красное Знамя Победы, которое вскоре будет развеваться на крыше германского парламента.
На верхнем этаже музея располагается галерея для временных экспозиций. Здесь в разные годы показывали произведения российских художников и скульпторов, посвященные Великой Отечественной войне и жертвам нацистских концлагерей. Первая выставка — «Защитники Отечества» — прошла в галерее в 1993 году, еще до открытия музея. Позже здесь представляли коллекции военных трофеев и реликвий, показывали работы художников-баталистов. В 2019 году в выставочных залах прошли крупные выставки «Операция «Багратион». Разгром», посвященная одному из самых успешных сражений, и «Калашников. Солдат. Конструктор. Легенда» об истории этого стрелкового оружия и жизни его создателя.

Экспозиция
«Битва за Москву. Первая Победа!»

Экспозиция «Битва за Москву. Первая Победа!»
9 декабря в Музее Победы открылась новая масштабная экспозиция «Битва за Москву. Первая Победа!». Уникальное музейное пространство было создано к 80-летию Битвы за Москву. Над проектом совместно с Музеем Победы работали Департамент культуры города Москвы, Государственный музей обороны Москвы и Институт военной истории Министерства обороны РФ.
На площади более 1200 квадратных метров воссоздана Москва 1941 года. Девять тематических разделов уникального музейного пространства включают более 1700 экспонатов, пять трехмерных интерактивных панорам (московская квартира, улица Арбат, станция метро «Маяковская», Красная площадь, плацдарм для контрнаступления), 24 мультимедийных комплекса, а также четыре фильма-реконструкции. Сочетание современных технологических решений и исторически достоверных декораций создают эффект погружения в эпоху: гости смогут понять, какие испытания выпали на долю москвичей с июня до декабря 1941 года — от объявления войны до знаменательного контрнаступления Красной армии.
Посетители окажутся на московской улице после одной из первых бомбардировок, во время которой был разрушен Театр Вахтангова, станут участниками создания линии обороны столицы, увидят, как тушили зажигательные авиабомбы и устанавливали аэростаты заграждения, побывают в мастерской, где художники работали над проектами маскировки города. По сигналу воздушной тревоги проследуют в метро, которое было самым надежным местом укрытия. Детально воссозданная станция метро «Маяковская» познакомит с тем, как жил и работал Московский метрополитен в дни обороны Москвы. Посетители смогут примкнуть к народному ополчению, оказаться в строю подольских курсантов, вместе с участниками парада 7 ноября 1941 года отправиться на фронт, побывать в окопах и стать очевидцами начала советского контрнаступления под Москвой.
В информационных экранах представлено более 3500 фотографий военных лет, более 1000 отсканированных архивных документов, свыше 2000 справочных материалов, в том числе статистические сведения о жизни города в первые месяцы войны, о ходе боев, управлении городским хозяйством в осажденной Москве, маскировке городских строений и др.
Гости увидят подлинные раритеты из фондов Музея Победы, в том числе личные вещи советских полководцев — участников обороны столицы. Например, шинель генерал-лейтенанта Михаила Ефремова, командовавшего войсками 33-й армии, освободившего Наро-Фоминск, Боровск, Верею. Письмо, написанное девочкой Авророй на фронт своему отцу — командиру 32-й стрелковой дивизии Виктору Полосухину, герою обороны Москвы. Письмо пробито пулей, которой полковник был убит 18 февраля 1942 года в боях под Можайском.
В витринах демонстрируется вооружение ополченцев и бойцов Красной армии, предметы городского быта, оригинальные работы Кукрыниксов, выпуски информационных плакатов «Окон ТАСС» 1941−1942 годов и другие свидетельства эпохи.

Музей
«Главные оружейные реликвии армии»

Музей «Главные оружейные реликвии армии»
В мемориальном парке, недалеко от главного здания Музея Победы, находится его филиал — музей «Главные оружейные реликвии армии» («Г.О.Р.А.»). Музей начал свою работу 5 мая 2022 года на базе экспозиций открытых площадок.
Практически в самом центре Москвы на территории 10 гектаров размещена уникальная коллекция военной техники и вооружения. Гостей ждут 10 локаций, в которых расположено более 400 раритетных экспонатов — многие из них существуют в единственном экземпляре. Подлинные реликвии сгруппированы тематически и для них создан соответствующий исторический антураж. Кроме того, музейное пространство дополнено интерактивными экспозициями и макетами техники, спецэффектами и скульптурными фигурами участников событий.
Музей «Главные оружейные реликвии армии»
Фотография: Центральный музей Великой Отечественной войны 1941−1945 годов — Музей Победы, Москва
Музей «Главные оружейные реликвии армии»
Фотография: Центральный музей Великой Отечественной войны 1941−1945 годов — Музей Победы, Москва
Маршрут начинается в локации «Пограничная». Здесь воссоздана система окопов — стрелковая позиция. Она включает землянку, блиндаж, бетонные и стальные укрытия для стрелков — дзоты и ходы сообщения между ними. Также здесь можно увидеть наблюдательную вышку и противотанковые заграждения — ежи. Посетители буквально погрузятся в события первого периода Великой Отечественной — они увидят горящий немецкий танк, а также другие подлинные образцы вражеской бронетехники, найденные поисковиками на месте боев, побывают в блиндаже и увидят предметы быта красноармейцев.
Здесь же установлен памятник фронтовой собаке. Скульптуру выполнил в 2013 году Андрей Коробцов, автор Ржевского мемориала. В годы войны в Советской армии служили около 60 тысяч собак различных пород. Они искали раненых и вытаскивали их из-под обстрела, доставляли солдатам боеприпасы и боевые сообщения, обнаруживали вражеские противопехотные мины и порой ценой собственной жизни обезвреживали их. Собаки участвовали в Параде Победы в 1945 году.
Среди экспонатов локации — трофейная техника. Например, средний танк Т-III образца 1937 года. Эти машины были основой немецких танковых сил, их использовали с самого начала Второй мировой войны до 1943 года, а некоторые единицы служили в войсках вермахта вплоть до капитуляции Германии в 1945 году. Вес таких самоходных установок достигал 10 тонн, при этом они могли развивать скорость свыше 40 километров в час. Захваченные Т-III служили Советской армии.
Кроме этого, здесь размещены артиллерийский тягач Уник 304-F, 75-миллиметровая горная пушка, другая техника и ее макеты. Здесь же можно увидеть стелу с картой СССР 1941 года, а также инсталляцию, которая воссоздает фрагмент приграничной контрольной полосы.
Музей «Главные оружейные реликвии армии»
Фотография: Центральный музей Великой Отечественной войны 1941−1945 годов — Музей Победы, Москва
Музей «Главные оружейные реликвии армии»
Фотография: Центральный музей Великой Отечественной войны 1941−1945 годов — Музей Победы, Москва
В локации «Транспортная» гости смогут заглянуть в санитарный вагон, где развернулся госпиталь и раненым бойцам оказывается первая помощь. Зайти в теплушку, в которой красноармейцы едут на фронт, и подержать в руках оружие Второй мировой. И даже увидеть крушение поезда: благодаря спецэффектам падающий вагон дымится, слышны лязг и грохот металла. Гости увидят также военные автомобили — легковые, грузовые, полевые кухни, зенитные и противотанковые орудия. Здесь же воссозданы фрагменты дорог военного времени с покрытием из щебня и бетона, а также деревянные настилы.
Локации «Танковая», «Авиационная», «Артиллерийская» рассказывают о технике соответствующих родов войск. Здесь представлены не только редчайшие экспонаты — опытные образцы или машины, дошедшие до нашего времени в единственном экземпляре, но и интерактивные модели с движущимися деталями, а также макеты, демонстрирующие устройство техники. Там выставлены редкие самолеты военных лет, среди которых есть транспортный Ли-2 и бомбардировщик Ил-4. Последний создали еще до войны, но с началом Великой Отечественной его спешно модифицировали, поскольку не все самолеты были оборудованы собственным оружием — огневой точкой. Ил-4 был очень сложным в управлении, но мог поднять в воздух до 2,5 тонны снарядов. После рассекречивания данных в 1996 году стало известно, что 42 летчика за подвиги в борьбе с гитлеровской армией, совершенные на Ил-4, были удостоены звания Героя Советского Союза, а еще четыре — звания Героя России. В экспозицию также вошли макеты топливозаправщиков, немецкой техники, самолетов союзных государств и устройства противовоздушной обороны.
В локации «Партизанская» гости познакомятся с бытом народных мстителей.
В военно-морской локации, на водной глади искусственного водоема площадью свыше 2600 квадратных метров, размещены корабли и катера, рубки подводных лодок, а вокруг пруда — артиллерийские установки береговой обороны, корабельные орудия, вооружение линкоров. Часть набережной выполнена в виде эсминца с настоящими зенитными установками и каютами. К набережной пришвартованы речной артиллерийский бронекатер «Шмель» и торпедный катер проекта «Комсомолец». В локации можно увидеть рубку легендарной подводной лодки Л-3, которая потопила 25 транспортных и боевых кораблей. Это судно уничтожило транспортный корабль «Гойя» с 6000 человек на борту, в том числе 1500 солдат танковой дивизии вермахта. Это кораблекрушение считается одним из крупнейших в истории флота. Подлодка Л-3 неоднократно отражала атаки противника и подрывалась на минах, но каждый раз самостоятельно возвращалась в доки. Ей первой среди советских кораблей удалось атаковать немецкий конвой, опираясь только на показания приборов. Экипаж подлодки получил 423 ордена и медали.
Музей «Главные оружейные реликвии армии»
Фотография: Центральный музей Великой Отечественной войны 1941−1945 годов — Музей Победы, Москва
Музей «Главные оружейные реликвии армии»
Фотография: Центральный музей Великой Отечественной войны 1941−1945 годов — Музей Победы, Москва
Кроме рубки Л-3, в экспозиции представлены 433,5-миллиметровый большой морской бомбомет БМБ-2. Гордостью экспозиции является царь-пушка XX века — гигантская 305-миллиметровая морская железнодорожная установка ТМ-3−12 весом более 340 тонн. Ее построили на Николаевском заводе в трех экземплярах. На железнодорожную платформу установили зенитное крупнокалиберное орудие с затонувшего линкора «Императрица Мария». В начале Великой Отечественной войны система участвовала в обороне военно-морской базы Ханко на территории современной Финляндии. Там отступающие советские войска подорвали ее, но финские военные восстановили и после окончания войны передали орудие Красной армии. Зенитная установка состояла на вооружении до 1961 года.
Еще одна жемчужина музея — коллекция японской трофейной техники, которая является второй в мире по количеству экспонатов. С Курильских островов в Музей Победы доставили легкие танки «Ке-Ну», «Ха-Го» и самый быстрый из японских истребителей — Накадзима Ки-43 с корпусом из цельного металла. Японские танки, самолеты и орудия удачно вписаны в ландшафт, характерный для Дальнего Востока: в этой локации можно увидеть рододендроны, спирею японскую, горную сосну и др.
Кроме того, в экспозицию входят две отдельно стоящие локации. Это «Техника локальных конфликтов», где посетители могут увидеть почти 40 образцов техники второй половины ХХ века, и «Автобронетехника», где расположено около 60 легендарных образцов советского и зарубежного автопрома середины ХХ века. В локации «Автобронетехника» представлено несколько десятков советских автомобилей и мотоциклов, немецкая автотехника и военные машины союзников, а также лодочные моторы, приспособления для водолазов и первая в СССР самоходная радиоуправляемая установка для запуска торпед.
Портал «Культура.РФ» благодарит за помощь в подготовке материала Музей Победы.
Автор: Лидия Туляганова
Верстка: Кристина Мацевич

Главная фотография: Free Wind / фотобанк «Лори»