ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МУЗЕЮ МУЗЫКИ

Редкие инструменты, партитуры к известным произведениям и личные вещи музыкантов
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МУЗЕЮ МУЗЫКИ
Редкие инструменты, партитуры к известным произведениям и личные вещи музыкантов
Мы составили для вас гид по Музею музыки — крупнейшему в мире фонду музыкальной культуры. В его коллекцию входит более миллиона предметов: инструменты Антонио Страдивари и Андреа Гварнери, личные вещи композиторов и исполнителей, фотографии с концертов и спектаклей, рукописи, партитуры и старинные грампластинки. Изучайте историю музея и отправляйтесь на прогулку по его главному корпусу вместе с порталом «Культура.РФ».

Музей при Московской консерватории

Музей при Московской консерватории
В 1866 году в Москве открылась Московская консерватория. К концу XIX века она стала одним из крупнейших музыкальных учреждений России. В фондах Консерватории к тому времени скопилось большое количество экспонатов — рукописей, инструментов, партитур. Многие предметы в дар учреждению отдавали сами музыканты и члены их семей. Например, жена писателя и музыковеда Владимира Одоевского пожертвовала Консерватории его архив нот, записей народных песен, книг по музыкальной теории. А военный дирижер Август Эйхгорн передал свою коллекцию среднеазиатских музыкальных инструментов.
Здание Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Здание Российского национального музея музыки, Москва
Фотография: music-museum.ru
Чтобы эти экспонаты могла увидеть широкая публика, в 1910 году Московское отделение Императорского Русского музыкального общества решило открыть при Консерватории музей. Деньги на его создание выделил купец и меценат Дмитрий Беляев. Он пожертвовал около трех тысяч рублей на покупку мебели и оборудования. В то время такая сумма была огромной: хороший рояль стоил 150 рублей, а за 200 уже можно было купить автомобиль.
Музей открылся спустя два года, в 1912-м, в здании Московской консерватории на Большой Никитской улице. Ему присвоили имя Николая Рубинштейна — пианиста, основателя и первого директора учреждения. Тогда в экспозиции музея демонстрировались личные вещи музыкантов, редкие книги, рукописи, а также инструменты, в том числе скрипки Антонио Страдивари, Николо Амати и Санто Серафино.

Новое здание, филиалы и концертные залы Музея музыки

Новое здание, филиалы и концертные залы Музея музыки
В советское время фонды музея постоянно увеличивались. Появились отделы аудиоматериалов, грампластинок. В конце 1920-х музей даже переехал в фойе Большого зала Консерватории, где было больше места. Там проходили музыкальные собрания, научные сессии и выставки.
Во время Великой Отечественной войны учреждение переименовали в Государственный центральный музей музыкальной культуры. А в 1954 году, к 150-летию со дня рождения Михаила Глинки, ему присвоили имя композитора. К тому моменту музей стал одним из главных центров музыкальной жизни СССР. Здесь искали и исследовали редкие рукописи, собирали материалы о русском зарубежье.
Здание Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Российский национальный музей музыки, Москва
Фотография: music-museum.ru
В 1955 году пианист и композитор Александр Гольденвейзер завещал государству свою квартиру на Тверской улице. Там было решено устроить первый филиал Центрального музея музыкальной культуры. Он открылся в 1959 году. В экспозицию вошли книги по истории и теории музыки, ноты, письма Николая Римского-Корсакова и Сергея Рахманинова, слепок руки Фридерика Шопена, автографы Максима Горького и Антона Чехова. Одну из комнат квартиры посвятили Льву Толстому — близкому другу Гольденвейзера.
Еще через несколько лет, в 1964-м, Центральный музей музыкальной культуры переехал в отдельное здание — палаты бояр Троекуровых в Георгиевском переулке. Тут впервые открылись читальный и концертно-лекционный залы.
Тогда же Центральный музей музыкальной культуры вновь должен был переехать в другое здание. Специально для учреждения начали строить корпус на улице Фадеева. Однако в палатах Троекуровых музей оставался еще почти 20 лет. К тому моменту у него открылся еще один филиал — мемориальная квартира Николая Голованова. Там удалось сохранить оригинальную обстановку четырех комнат — кабинета, гостиной, столовой, спальни композитора.
Центральный музей музыкальной культуры переехал в новое здание на улице Фадеева в 1985 году. Его построили по проекту Иосифа Ловейко. Вход в музей украсил витраж из цветного рельефного стекла, который изготовили литовские стекольные мастера во главе с художником Казимерасом Моркунасом. Слева от главного входа расположилась скульптурная композиция в форме звонницы с колоколами. В самом здании построили большой зал с органом, где регулярно проходили концерты, спектакли, литературные вечера.
В конце 1980-х открылся еще один филиал музея — дом Федора Шаляпина. Его предложила создать первая жена артиста, Иола Торнаги. Экспозиция разместилась в особняке на Новинском бульваре, где Шаляпин жил с 1910 по 1922 год. Сейчас там находятся личные вещи, сценические костюмы, фотографии, которые передали в дар родственники и друзья артиста.
Музей С.С. Прокофьева, Москва
Фотография: music-museum.ru
Музей-квартира А.Б. Гольденвейзера, Москва
Фотография: music-museum.ru
Музей-усадьба Ф.И. Шаляпина, Москва
Фотография: music-museum.ru
Новые филиалы появились и в 2000-х. В 2007 году открылся Музей Петра Чайковского в доме на Кудринской площади, где композитор около года снимал квартиру. Это единственное здание, где жил Чайковский, сохранившееся до наших дней.
А еще через год был создан Музей Сергея Прокофьева в Камергерском переулке. Квартира в этом доме принадлежала родителям Миры Мендельсон, второй жены композитора. В экспозицию вошла библиотека Прокофьева, его письма, фотографии.
В 2011 году Центральный музей музыкальной культуры переименовали во Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры им. М.И. Глинки. А через семь лет он получил современное название — Российский национальный музей музыки.

С чего начать осмотр

С чего начать осмотр
На первом этаже музея расположены гардероб, сувенирный магазин, билетная касса, буфет. Здесь же можно купить аудиогид, заказать экскурсию, познакомиться с репертуаром музейных занятий для детей или инклюзивными программами.
На втором этаже здания находятся Камерный и Прокофьевский залы: в них проходят концерты, лекции, кинопоказы и творческие вечера. В Камерном зале можно послушать старинную музыку. Здесь же представлены инструменты из фондов Музея музыки: орган мастера Фридриха Ладегаста, изготовленный в XIX веке, рояль фирмы Steinway & Sons, который принадлежал композитору Николаю Метнеру.
На этом же этаже располагается постоянная экспозиция «Музыкальные инструменты народов мира». Она заняла целых четыре зала, осматривать их лучше по порядку.

Первый зал: инструменты народов России

Первый зал: инструменты народов России
В первом зале вы увидите как традиционные русские гусли, балалайки, свирели, рожки, так и осетинский дала-фандыр, адыгский шичепшин, чувашскую волынку — шыбр, разнообразные бубны народов Севера.

Гусли

Гусли
К самым ценным экспонатам этого зала относятся гусли XIII–XIV веков. Эти инструменты обнаружили археологи во время раскопок на территории Великого Новгорода в 1950–60-х годах. В экспозиции музея также находятся шлемовидные гусли известного музыканта Михаила Северского и клавишный вариант инструмента, который сконструировал мастер Николай Фомин специально для Великорусского оркестра Василия Андреева.

Дудки, свирели, рожки

Дудки, свирели, рожки
Всевозможные свирели, рожки, жалейки были очень популярны у русских крестьян. Различались они количеством отверстий, материалом, длиной и формой корпуса. Например, жалейки имели широкий и изогнутый конец, который обеспечивал громкое и резкое звучание. А многоствольную флейту кугиклы собирали из нескольких трубочек разной длины — полых стеблей тростника или других растений. С их помощью музыканты издавали нежные свистящие звуки разной высоты. Играли на кугиклах обычно женщины — как сольно, так и небольшими ансамблями из трех-четырех человек.
Дудками и рожками пользовались пастухи. Громкий звук такого инструмента помогал собрать стадо или отпугнуть диких зверей, а в свободное время пастух развлекался, наигрывая плясовые мелодии или песни. В конце XIX — начале XX века появились профессиональные коллективы рожечников, свирельщиков, дудочников. Они стали популярны и в России, и за рубежом. Хор владимирских рожечников под управлением Николая Кондратьева выступал перед членами императорской семьи и даже ездил на гастроли в Париж. В журнале Le Monde illustré писали: «Рожечники... кажется, станут фаворитами парижан. Эта команда русских крестьян, которая дебютировала на последнем бале в Опере, состоит из музыкантов, разнообразный репертуар которых действительно привлекателен, и эффект усиливается из-за странности инструмента, на котором они исполняют мелодии своей страны».

Балалайка

Балалайка
Неизвестный художник. Портрет Ивана Дмитревского. 1-я половина XIX века. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Балалайка прима. Мастер Семен Налимов. 1902 год. Сельцо Марьино-Андреевское, Тверская губерния
Российский национальный музей музыки, Москва
Балалайка появилась в XVIII веке и быстро стала популярной и среди крестьян, и у профессиональных музыкантов. За границей она даже стала символом русской культуры.
Балалайка — струнный щипковый инструмент с круглым или треугольным корпусом. Классические модели имели от двух до шести струн и шесть-семь ладов. Играли на них двумя основными способами: бряцанием — ударами по всем струнам одновременно — и тремоло, при котором струны быстро перебирали пальцами, чередуя звуки или повторяя один и тот же.
Одним из лучших балалаечных мастеров начала XX века считался Семен Налимов. За свои инструменты он получил медаль на Всемирной выставке 1900 года в Париже. В экспозиции Музея музыки представлена балалайка, которую Налимов создал для Василия Андреева — организатора первого в мире оркестра русских народных инструментов. Именно по инициативе Андреева мастера изменили форму инструмента. Балалайки стали больше, у них появились колки для натяжения струн, а на грифе — металлические ладовые порожки. Тогда же инструмент стал в основном трехструнным.
После смерти Андреева инструментом из музейной коллекции пользовался балалаечник Борис Трояновский. В 1919 году он создал Московский великорусский оркестр народных инструментов — один из старейших действующих музыкальных коллективов России.

Гитара «цыганки Тани»

Гитара «цыганки Тани»
Неизвестный художник. Портрет Ивана Дмитревского. 1-я половина XIX века. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Гитара семиструнная (первоначально шестиструнная). Неизвестный мастер. Начало или 1-я четверть XX века. Франция (?)
Российский национальный музей музыки, Москва
Эту гитару изготовил мастер Иван Краснощеков в 1837 году. Много лет инструмент принадлежал исполнительнице цыганских песен и романсов Татьяне Демьяновой, которая была известна под именем «цыганка Таня». Ей посвящали свои стихи Александр Пушкин и Николай Языков.
В музей инструмент попал из коллекции заслуженного артиста РСФСР, собирателя цыганского фольклора и музыканта Николая Кручинина. Гитару ему подарила подруга Татьяны Демьяновой — певица Мария Николаева. От нее же Кручинин узнал множество цыганских романсов, которые позднее вошли в его репертуар. Музыкант сам часто играл на этой гитаре и даже выступал с ней перед солдатами во время Великой Отечественной войны.

Второй зал: музыкальные инструменты народов Европы и Средней Азии

Второй зал: музыкальные инструменты народов Европы и Средней Азии
Во втором зале располагается одна из крупнейших в России коллекций европейских и среднеазиатских народных инструментов. Здесь можно увидеть итальянскую мандолину, украинскую бандуру, французскую цистру и многое другое. В этом же зале выставляется коллекция инструментов народов Средней Азии, которую собрал военный дирижер Август Эйхгорн.

Украинская бандура

Украинская бандура
Бандура — струнный щипковый инструмент, особенно популярный в XVIII–XIX веках. Играть на нем было несложно благодаря удобной форме и стабильной высоте звука. Поэтому появились даже слепые бандуристы — странствующие музыканты, в чей репертуар входили народные песни.
Во втором зале музея представлена особая басовая разновидность бандуры — торбан. Этот инструмент принадлежал музыканту Василию Шевченко, он подарил его музею в 1946 году.
От других подобных инструментов торбан отличается вытянутым корпусом, широким длинным грифом и очень большим количеством струн — до 60. Модель из музейной коллекции изготовил известный скрипичный и гитарный мастер Иван Краснощеков. Басовую бандуру он, вероятно, создал на заказ или в качестве эксперимента. Василий Шевченко в своей автобиографии вспоминал, как ему достался инструмент: «В 1902 году, на Никитской улице, против консерватории, в музыкальном магазине, хозяином которого был украинец, я купил за сало гетманскую бандуру работы известного мастера Ивана Краснощекова… <…> Я начал свою артистическую деятельность, играя на ней с 1903 и по 1946 год».

Лютни, цистры и мандолины

Лютни, цистры и мандолины
В эпоху Возрождения в Европе были популярны струнные щипковые инструменты: мандолины, цистры, лютни. На них играли как профессиональные музыканты, так и любители.
Мандолина считается одним из символов итальянской культуры Ренессанса. В Музее музыки хранится один из старейших подобных инструментов в России. Его изготовил неаполитанский мастер Януариус Гальяно в 1765 году. Выпуклый корпус этой мандолины склеен из нескольких частей, на нем расположены четыре парные струны. По строю такой инструмент близок к современной скрипке. Играли на нем плектром — небольшой пластинкой из черепашьего панциря.
Если на мандолинах играли многие аристократы, то у простого народа большой популярностью пользовалась цистра. Стоила она дешевле, чем другие струнные инструменты, весила меньше, поэтому и играть на ней было легче. На цистре часто аккомпанировали певцам, но иногда исполняли и самостоятельные мелодии.
В коллекции музея представлена цистра, которую изготовил французский мастер Жерар Делепланк в 1779 году. Ее корпус имеет грушевидную форму, в верхней части располагается резонаторное отверстие в виде ажурной розетки. Гриф для этого инструмента мастер сделал из ценного черного дерева и дополнил 15 латунными ладовыми порожками. Корпус Делепланк покрыл оранжево-коричневым лаком и украсил вставками из перламутра.

Кобыз

Кобыз
Казахский кобыз — древний двухструнный смычковый инструмент. По легенде, его изобрел поэт X века Коркыт Ата. Он сам играл на кобызе и сопровождал его музыкой свои сказания.
Корпус кобыза изготавливали из цельного куска дерева, а затем оборачивали в верблюжью кожу и украшали подвесками. Струны накручивали из конского волоса. Играли на кобызе смычком. Звук инструмента напоминал лебединый крик или печальный человеческий голос.
В древности кобыз считался священным. С его помощью шаманы проводили ритуалы против злых духов. С тех же времен и по сей день на таком инструменте играют казахские поэты-импровизаторы — акыны.

Карнай

Карнай
Неизвестный художник. Портрет Ивана Дмитревского. 1-я половина XIX века. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Карнай праздничный военный. Неизвестный мастер. 1870–80-е годы. Туркменистан
Российский национальный музей музыки, Москва
Другой популярный среднеазиатский инструмент — карнай, труба из меди или латуни. Ее длина достигала трех метров. Чтобы карнай было удобно переносить, ствол делали разборным. Звук карная был громким и разносился очень далеко.
В XIX веке этот инструмент использовали для сигналов, которые оповещали о начале войны и поднимали боевой дух солдат. На карнае играли во время парадных выездов ханов и военачальников, он же был обязательным атрибутом бродячих музыкантов. А в аулах с помощью этого инструмента жителей оповещали о пожарах и нападениях врагов.
О карнае, который находится в Музее музыки, скрипач и композитор Август Эйхгорн писал: «Вышеприведенный экземпляр настолько заслуживает внимания, насколько он состоит в связи с новейшей эпохой русских завоеваний в Туркестане. <…> В 1865 году, когда кокандские войска защищали осажденный генералом Черняевым Ташкент, звуки его... грозно неслись навстречу наступавшим русским колоннам. То же имело место и в последующий период завоеваний, совершенных русскими под предводительством генералов Кауфмана, Скобелева и других».

Третий зал: профессиональные европейские музыкальные инструменты

Третий зал: профессиональные европейские музыкальные инструменты
В следующем зале музея находятся инструменты, на которых и сейчас играют в симфонических и духовых оркестрах. Здесь же представлены все разновидности клавишных — от старинных спинетов и клавесинов до современного фортепиано. В этом зале вы увидите и коллекцию личных духовых инструментов российских императоров. Николай I и Александр III увлекались музыкой и даже выступали на домашних придворных концертах.

Скрипка работы Антонио Страдивари

Скрипка работы Антонио Страдивари
Неизвестный художник. Портрет Ивана Дмитревского. 1-я половина XIX века. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Скрипка. Мастер Антонио Страдивари. 1644 (?) — 1737 годы. Кремона, Италия
Российский национальный музей музыки, Москва
Один из главных экспонатов Музея музыки — скрипка работы Антонио Страдивари. Она принадлежала музыканту, народному артисту СССР Давиду Ойстраху. Инструмент ему достался от королевы Бельгии Елизаветы Баварской. Она сама играла на этой скрипке на домашних концертах. С Ойстрахом королева познакомилась на одном из музыкальных конкурсов в конце 1930-х. Они дружили и переписывались до конца жизни, а перед смертью Елизавета Баварская даже завещала свою скрипку Страдивари. Хранитель Музея музыки Нина Мелешина вспоминала: «После смерти музыканта его семья преподнесла подаренную королевой скрипку в дар нашему музею. Говорят, маэстро играл на ней лишь дважды: самая миниатюрная из скрипок Страдивари слишком мала для мужских рук. Скрипка была сделана под руководством другого известного мастера — Амати, учителя Страдивари. Ее страховая стоимость составляла миллион долларов. Это был один из самых охраняемых инструментов в стране. Три раза в год его снимали с витрины для участия в концертах лучших скрипачей, а репетировать на нем можно было лишь под охраной милиции. Запрещалось даже показывать, где он хранится».
В 1996 году скрипку Страдивари из Музея музыки украли. Инструмент нашли спустя полтора года. К тому моменту преступники успели вывезти ее в Абхазию.

Хрустальная флейта фирмы Laurent a Paris

Хрустальная флейта фирмы Laurent a Paris
Макет Вольного российского театра Карла Книппера. XVIII век. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Флейта поперечная хрустальная шестиклапанная. Фирма Laurent a Paris. 1812 год. Париж, Франция
Российский национальный музей музыки, Москва
Необычную флейту из музейного собрания изготовили мастера французской фирмы Laurent a Paris в 1812 году. Она сделана из нетипичного для такого инструмента материала — матового хрусталя. О подобных флейтах московский студент Жихарев писал в своем дневнике: «Стало известно, что в Париже одним часовщиком Лораном изобретена хрустальная флейта. Звуки прелестные! И если вы ее слушаете, какими бы ни обладали нервами, вы обязательно разрыдаетесь!»
Ствол хрустальной флейты состоит из трех частей, имеет четыре клапана и шесть открытых отверстий. Отдельные колена инструмента соединены широкими серебряными кольцами. На одном из них мастера выгравировали название фирмы.

Два барабана Русской армии

Два барабана Русской армии
В экспозиции Музея музыки представлены два барабана, которыми пользовались солдаты Русской армии в конце XVII — начале XIX века. Один из них — пехотный, второй — лейб-гвардии Саперного батальона. Корпуса барабанов выполнены из латуни и украшены чеканкой, на которой изображен герб Российской империи. Верхняя кожаная мембрана называется боевиком, а нижняя — подструнником, так как вдоль нее натянуты струны: они делают звук рокочущим. Сверху и снизу инструменты украшены деревянными обручами с узором из черных и белых треугольников.
В Русской армии барабаны начали использовать еще в XVI веке. С их помощью подавали сигналы, управляли войсками. На барабанах играли Петр I и Александр Суворов, который писал: «Музыка в бою нужна и полезна, и надобно, чтобы она была самая громкая. С распущенными знаменами и громогласной музыкой я взял Измаил».

Спинет 1565 года

Спинет 1565 года
Макет Вольного российского театра Карла Книппера. XVIII век. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Спинет. Мастер Марко Ядра. 1565 год. Флоренция, Италия
Российский национальный музей музыки, Москва
Спинет — небольшой клавишный инструмент, разновидность клавесина. Звук из него извлекали при помощи металлических крючков или перьев: они задевали струны, когда музыкант нажимал на клавиши. От обычных клавесинов спинет отличается внутренним устройством. Струны в нем натянуты не прямо, а по диагонали.
Спинет из коллекции Музея музыки изготовил флорентийский мастер Марко Ядра в 1565 году. Это один из самых старых инструментов такого типа, которые сохранились до нашего времени. В прошлом он принадлежал династии флорентийских вельмож Медичи. Марко Ядра украсил спинет резьбой, орнаментами и позолотой, а также медальонами с изображениями Франциска Медичи, Карла IX и Иоанны, «государыни Флоренции и эрцгерцогини Сиены».

«Энгармонический» рояль Владимира Одоевского

«Энгармонический» рояль Владимира Одоевского
«Энгармонический» рояль изготовили по заказу писателя, ученого, автора сказки «Городок в табакерке» Владимира Одоевского в 1864 году. Этот инструмент он придумал, чтобы точнее воспроизводить русские народные мелодии. Одоевский добавил дополнительный ряд клавиш, это позволило ему разделить клавиатуру не по полутонам, а по четвертям тона. Для своего инструмента писатель сочинил несколько экспериментальных пьес. Однако массово энгармонические рояли не выпускали, а сам Одоевский не оставил документов о том, как настраивать его инструмент. Хотя известно, что инструкция к энгармоническому роялю все же существовала. В своем дневнике Одоевский писал: «Настраивали мое энгармоническое фортепьяно — я, было, написал руководство для настройщика, но оказалось, что настройщик Сорокин, как и многие другие здесь, не знают нот — это в Москве только могут быть такие патриархальные чудеса. Нашел нотную азбуку для Сорокина, вымыл ему голову — и взял с него слово выучиться».

Четвертый зал: механические и электронные музыкальные инструменты

Четвертый зал: механические и электронные музыкальные инструменты
В четвертом, последнем зале экспозиции представлены механические и электронные музыкальные инструменты. Многие из этих предметов придумали для того, чтобы мелодии могли проигрываться без участия человека, с помощью технических устройств.

Шарманка одесской фирмы «Нечада»

Шарманка одесской фирмы «Нечада»
Шарманку изобрели в XVII веке во Франции. Ее название произошло от французского charmant — «красивый, милый, прекрасный». Есть версия, что инструмент получил свое имя благодаря французской песенке «Charmante Catherine» («Прекрасная Катрин»). Именно эта мелодия стала одной из первых исполненных на шарманке.
Инструмент представляет собой небольшой ящик, внутри которого располагаются звуковые трубки, мех для воздуха и сменный деревянный валик с записанной на нем мелодией. Когда музыкант крутит ручку, валик вращается, а мех подает воздух в трубки, чтобы они издавали звук.
В Музее музыки хранится шарманка, которую изготовила фирма «Нечада» в Одессе. Это была единственная в Российской империи компания, где производили подобные инструменты.

Терменвокс

Терменвокс
Неизвестный художник. Портрет Ивана Дмитревского. 1-я половина XIX века. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Терменвокс. Изобретатель-конструктор Лев Термен. Середина 1960-х годов. Москва
Российский национальный музей музыки, Москва
Терменвокс — первый в мире концертный электромузыкальный инструмент. Его изобрел физик Лев Термен в 1919 году. Он гастролировал со своим устройством по городам России, ездил за границу и даже выступал перед Владимиром Лениным. Терменвоксом можно было управлять с помощью движения рук в пространстве, не прикасаясь к нему. Инструмент имитировал звучание человеческого голоса, струнных и духовых инструментов.
Терменвокс, который хранится в музее, Термен изготовил специально для него в 1968 году.

Синтезатор АНС

Синтезатор АНС
Один из первых в мире музыкальных синтезаторов — АНС — придумал советский инженер Евгений Мурзин в 1958 году. На создание этого инструмента он потратил около 20 лет. Устройство Мурзин назвал по инициалам композитора Александра Николаевича Скрябина.
Синтезатор АНС позволил сочинять и воспроизводить сложную музыку с помощью одного инструмента, без оркестра. А еще этот прибор переводил нотную запись в графический код синтезатора и наоборот. Поэтому устройство могло представить любой рисунок в виде нот и озвучить его.

Как попасть в Музей музыки

Как попасть в Музей музыки
Удобнее всего добираться до главного корпуса Музея музыки на метро: нужно доехать до станции «Маяковская» Замоскворецкой линии, выйти через северный вестибюль и пройти пешком около 10 минут по 1-му Тверскому-Ямскому переулку до улицы Фадеева.
С режимом работы Музея музыки и его филиалов можно ознакомиться на официальном сайте. Обратите внимание, что действуют особые правила посещения. В музее просят бережно обращаться с экспонатами и оборудованием, соблюдать чистоту и порядок.
Билеты на выставки, экскурсии и концерты продаются в кассах. Если вы хотите купить их заранее — воспользуйтесь этим разделом.
Автор: Анастасия Войко
Верстка: Кристина Мацевич

Главная фотография: glinka-iss.kamiscloud.ru