МОСКОВСКИЙ МОДЕРН

Где можно увидеть здания, построенные в главном стиле прошлого века
На рубеже XIX—XX веков в искусстве появился новый стиль, который не просто завоевал популярность во всех странах Европы, а стал художественным языком целой эпохи, — модерн.
На рубеже XIX—XX веков в искусстве появился новый стиль, который не просто завоевал популярность во всех странах Европы, а стал художественным языком целой эпохи, — модерн.
На рубеже XIX—XX веков в искусстве появился новый стиль, который не просто завоевал популярность во всех странах Европы, а стал художественным языком целой эпохи, — модерн.
В разных странах стиль «модерн» назывался по-разному: «югендштиль» в Германии, «сецессион» в Австрии, «ар нуво» во Франции и Бельгии, «модерн стайл» в Великобритании, «либерти» в Италии, «модернизмо» в Испании.
Модерн до сих пор можно увидеть своими глазами на улицах многих европейских городов, в том числе и в Москве. Специалисты Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева рассказали порталу «Культура.РФ» о восьми столичных зданиях, ключевых для эпохи модерна, которые сохранили особенности этого стиля до наших дней.
Модерн до сих пор можно увидеть своими глазами на улицах многих европейских городов, в том числе и в Москве. Специалисты Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева рассказали порталу «Культура.РФ» о восьми столичных зданиях, ключевых для эпохи модерна, которые сохранили особенности этого стиля до наших дней.
Модерн до сих пор можно увидеть своими глазами на улицах многих европейских городов, в том числе и в Москве. Специалисты Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева рассказали порталу «Культура.РФ» о восьми столичных зданиях, ключевых для эпохи модерна, которые сохранили особенности этого стиля до наших дней.

ГЛАВНЫЕ ЧЕРТЫ СТИЛЯ

Модерн возник в конце XIX века в частной жилой архитектуре. Его называли стилем индивидуальностей. На рубеже столетий, с появлением новых технологий строительства, архитекторы получили куда более полную свободу творческого самовыражения, а также возможность воплощать в реальность самые смелые и эксцентричные пожелания заказчиков. Ими чаще всего становились купцы, предприниматели, меценаты и деятели искусства.
Зодчие эпохи модерна руководствовались принципом построения «изнутри наружу»: композицию зданий и внешний вид фасадов диктовало художественное оформление интерьеров. Внутреннее убранство домов в этот период обрело особое значение. Архитекторы лично проектировали не только пространство интерьеров, но и предметы мебели и декора: стулья, столы, торшеры и многое другое. А также приглашали лучших художников своего времени, которые создавали в комнатах панно, майолики, витражи, мозаики и другие украшения.
Фасады в эпоху модерна зачастую были асимметричными, а планы зданий — не прямоугольными. Дома выглядели необычно за счет скругленных углов и текучих форм декора. Они привлекали внимание живописной расстекловкой окон, изображениями растений и животных, а также элементами мозаики, керамической плитки и художественного металла на фасадах. В отличие от усадеб времен классицизма, ни один особняк рубежа столетий не был похож на другой.

Московский модерн не ограничивался изящными частными домами. В этом стиле возводили доходные дома, театры, гостиницы, больницы, вокзалы и даже храмы.
Фасады в эпоху модерна зачастую были асимметричными, а планы зданий — не прямоугольными. Дома выглядели необычно за счет скругленных углов и текучих форм декора. Они привлекали внимание живописной расстекловкой окон, изображениями растений и животных, а также элементами мозаики, керамической плитки и художественного металла на фасадах. В отличие от усадеб времен классицизма, ни один особняк рубежа столетий не был похож на другой.

Московский модерн не ограничивался изящными частными домами. В этом стиле возводили доходные дома, театры, гостиницы, больницы, вокзалы и даже храмы.

8 МОСКОВСКИХ ЗДАНИЙ

ОСОБНЯК ЗИНАИДЫ МОРОЗОВОЙ

Улица Спиридоновка, 17
Для семьи Саввы и Зинаиды Морозовых архитектор Федор Шехтель спроектировал роскошный особняк, который возводили около пяти лет — с 1893 по 1898 годы.
Федор Шехтель. Особняк Зинаиды Морозовой.
Главный фасад

Бумага, карандаш, тушь. 1893–1897. Построен в 1898 году
Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева, Москва
Федор Шехтель. Особняк Зинаиды Морозовой.
Фрагменты и детали фасадов
Бумага, карандаш, тушь. 1893–1897. Построен в 1898 году
Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева, Москва
Проект этого дома Шехтель использовал, чтобы сдать экзамен на право проведения строительных работ. Архитектора отчислили с третьего курса Московского училища живописи, ваяния и зодчества, поэтому такое разрешение он должен был получить самостоятельно. Для этого Шехтель создал более шести сотен детальных эскизов будущего особняка — от инженерных планов до чертежей мебели.
Шехтель стилизовал дом Морозовых под средневековый готический замок. Главным элементом уличного фасада он сделал большое витражное окно, обрамленное гранеными контрфорсами — выступающими частями стены. Готический облик здания дополнили стрельчатые арки, химеры на водостоках труб и консолях (подпорках).
Современники высоко оценили необычный особняк и закрепили за ним определение «московское чудо». Князь Сергей Александрович Щербаков писал: «Таким интересным явлением был вновь выстроенный дворец огромных размеров и необычайно роскошный в англо-готическом стиле на Спиридоновке богатейшего и умнейшего из купцов Саввы Тимофеевича Морозова. <…> Я с отцом поехал на торжественное открытие этого нового московского «чуда»…».
В наши дни в особняке находится Дом приемов МИД России.

ОСОБНЯК РЯБУШИНСКОГО

Улица Малая Никитская, 6/2
Особняк предпринимателя и банкира Степана Рябушинского возвели по проекту Федора Шехтеля в 1900—1902 годах. Простоту кубической формы дома и его четкой геометрии эффектно дополняет декор. На мозаичном фризе фасада расцветают орхидеи, а на оконных переплетах — необычные цветы и деревья.
Особняк Рябушинского. Интерьер
Государственный музей архитектуры
имени А.В. Щусева, Москва
Особняк Рябушинского. Интерьер
Государственный музей архитектуры
имени А.В. Щусева, Москва
Особняк Рябушинского. Интерьер
Государственный музей архитектуры
имени А.В. Щусева, Москва
Главным визуальным образом для особняка Шехтель выбрал волну. Этот мотив встречается и в деталях интерьера, и на фасаде дома, и в решетке ограды. Даже движение по зданию подчинено своеобразной волне, которая ведет гостя из вестибюля к парадной лестнице и, заставляя переходить по кругу из одной комнаты в другую, возвращает его обратно.
Именно парадная лестница является композиционным центром планировки особняка, вокруг которого сгруппированы остальные помещения. Она напоминает застывший гребень волны, который переходит в рисунок паркета. Морской облик интерьера поддерживают причудливые витражи, фрески, фризы, дверные ручки и вентиляционные решетки.
В особняке Рябушинского с 1931 по 1936 год жил писатель Максим Горький, а сегодня там располагается Музей-квартира М. Горького.

ОСОБНЯК ШЕХТЕЛЯ
В ЕРМОЛАЕВСКОМ ПЕРЕУЛКЕ

Ермолаевский переулок, 28
Собственный особняк Федор Шехтель построил в 1896 году. Архитектору достался земельный участок неправильной формы, и он использовал эту особенность, чтобы создать для дома сложный план.
Особняк Шехтеля в Ермолаевском переулке. Гостиная
Фотобумага, ч/б фотопечать. 1913. Построен в 1896 году
Государственный музей архитектуры имени А.В. Шухова, Москва
Особняк Шехтеля в Ермолаевском переулке. Гостиная
Фотобумага, ч/б фотопечать. 1913. Построен в 1896 году
Государственный музей архитектуры имени А.В. Шухова, Москва
По неровному силуэту и композиции кровель особняк напоминает швейцарское шале. А светлая облицовка из желтого кирпича и штукатурки визуально отсылает к южноевропейской архитектуре. Сам Шехтель сетовал в письмах к друзьям, что извозчики, проезжающие мимо его дома, не могут понять, «это лютеранская кирха или синагога?».
Особняк Шехтеля в Ермолаевском переулке
Фотография: mosstreets.ru
Особняк Шехтеля в Ермолаевском переулке
Фотография: Татьяна Белова / фотобанк «Лори»
Старинные фотографии запечатлели оригинальный интерьер особняка. Три зала первого этажа были парадными: внизу располагались гостиная, кабинет — «каминная» — и столовая. Потолки этих комнат были отделаны деревянными балками с росписью между ними, также деревянными панелями была покрыта нижняя часть стен.
В наши дни в особняке располагается посольство Уругвая.

ОСОБНЯК АЛЕКСАНДРЫ ДЕРОЖИНСКОЙ

Кропоткинский переулок, 13, строение 1
В начале ХХ века владелицей этого роскошного дома была Александра Дерожинская, дочь купца-старообрядца Ивана Бутикова, от которого она унаследовала не только огромный капитал, но и «Товарищество мануфактур».
Федор Шехтель. Особняк Александры Дерожинской.
Главный фасад

Бумага, акварель, карандаш, тушь, цветная тушь. 1901. Построен в 1903 году
Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева, Москва
Особняк Александры Дерожинской.
Кабинет с камином
Фотобумага, ч/б фотопечать. 1903. Интерьер комнаты сохранился частично
Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева, Москва
Дом соединяет в себе множество пространств разной формы, и снаружи увидеть все части здания сразу невозможно. Особое внимание архитектор Федор Шехтель уделил интерьерам, которые он спроектировал лично до последней детали: обои, настенные панели, керамические панно и витражи, люстры, мебель и даже дверные ручки. В комнатах Шехтель удачно совместил несколько материалов: дерево, стекло, керамику. А основными образами внутреннего убранства дома стали популярный в эпоху модерна мотив спирали и узор «павлиний глаз».
Особняк Александры Дерожинской
Фотография: art.biblioclub.ru
Особняк Александры Дерожинской
Фотография: wikipedia.org
Сегодня в этом здании находится резиденция посла Австралии.

ГОСТИНИЦА «МЕТРОПОЛЬ»

Театральный проезд, 2
Архитекторы: Уильям Уолкот, Лев Кекушев, Адольф Эрихсон, Павел Висневский, Сергей Шуцман, Николай Шевяков, Владимир Воейков, Стефан Галензовский, Владимир Рубанов, Мариан Перетяткович, Иван Герман, Иван Жолтовский, Виктор Веснин.

Художники: Михаил Врубель, Александр Головин, Сергей Чехонин, Игнатий Нивинский.

Скульптор: Николай Андреев.
«Метрополь» создавала целая команда архитекторов и художников. Идея построить в Москве гостиницу, которая не только отвечала бы мировым стандартам комфорта и роскоши, но и стала бы общественно-культурным центром, принадлежала Савве Мамонтову. Средства на проект выделило Петербургское страховое общество.
Вильям Валькот (Уильям Уолкот). Гостиница «Метрополь». Главный фасад
Бумага, тушь, чернила, акварель. 1900–1905. Построена в 1905 году с изменениями первоначального проекта
Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева, Москва
Изначально в конкурсе проектов 1899 года выиграл архитектор Лев Кекушев, но Мамонтову больше понравился план молодого зодчего Уильяма Уолкота — и в итоге утвердили именно его. За пять лет строительства первоначальный проект многократно перерабатывали и изменяли разные архитекторы, которых привлекали к работе, а основной надзор все же осуществлял Кекушев.
«Метрополь» — одно из самых известных зданий русского модерна. Облицованную камнем аркаду его первого этажа продолжают оштукатуренные верхние ярусы с глубоко посаженными окнами без декоративного обрамления. Горизонталь здания подчеркивают ажурные металлические балконы, а вертикаль — стеклянные эркеры в центре и по бокам главного фасада.
Фасады гостиницы украшают сразу несколько произведений искусства: фриз скульптора Николая Андреева на тему «Четырех времен года», керамические панно работы Александра Головина и панно «Принцесса Греза» (по мотивам пьесы Эдмона Ростана «La Princesse lointaine») по эскизу Михаила Врубеля. Верхний этаж дома декорирован узорчатой кирпичной кладкой.
Отель «Метрополь» работает и в наши дни. Пятизвездочная гостиница по-прежнему остается одной из самых престижных в Москве.

ЗДАНИЕ МОСКОВСКОГО
КУПЕЧЕСКОГО СОБРАНИЯ

Улица Малая Дмитровка, 6
Во второй половине XIX века Московское купеческое собрание было центром общественной и культурной жизни Москвы. Здесь регулярно устраивались концерты, балы, маскарады, вечера карточных игр. В 1904 году Купеческое собрание выкупило участок на Малой Дмитровке для строительства собственного здания, в котором должны были расположиться клуб и театр.
Московское купеческое собрание.
Проект оформления интерьера.
Эскиз декоративного панно

Картон, карандаш, тушь, бронзовый порошок.
1907−1909
Государственный музей архитектуры
имени А.В. Щусева, Москва
Илларион Иванов-Шиц. Московское купеческое собрание. Главный фасад
Бумага на ткани, акварель, тушь. 1907–1909. Построен в 1909 году; с 1930-х в здании размещается театр «Ленком»
Государственный музей архитектуры
имени А.В. Щусева, Москва
Московское купеческое собрание.
Проект оформления интерьера.
Эскиз декоративного панно

Картон, карандаш, тушь, бронзовый порошок.
1907–
1909
Государственный музей архитектуры
имени А.В. Щусева, Москва
Архитектором проекта был назначен Илларион Иванов-Шиц. Он спроектировал дом в венском варианте модерна — довольно строгом и геометричном. Симметричный фасад клуба архитектор оформил под шестиколонный портик, характерный для классической архитектуры. Лоджию-портик обрамил выступающими объемами — ризалитами, в которых расположил отдельные входы в клуб и в театр.
Оформление вестибюлей отсылает к древнеегипетскому искусству. Главными украшениями интерьера здесь стали декоративные панно с изображением муз — покровительниц искусств, стиль которых напоминает работы Густава Климта.
Сегодня в здании Купеческого клуба находится театр «Ленком».

ЯРОСЛАВСКИЙ ВОКЗАЛ

Комсомольская площадь, 5
К началу ХХ века в Москве было налажено интенсивное движение поездов, вследствие чего значительно возрос поток пассажиров. Здание Ярославского вокзала, построенное в середине XIX столетия, перестало справляться с высокой нагрузкой — и его решили реконструировать в соответствии с техническими требованиями новой эпохи.
Первоначальный план переустройства старого здания создал Лев Кекушев в 1901 году. Правление Ярославской дороги на тот момент возглавлял Савва Мамонтов, однако после его ареста по обвинению в нарушениях финансового законодательства Московско-Ярославско-Архангельскую железную дорогу выкупило государство. Вскоре к проекту привлекли Федора Шехтеля, который не только оформил фасады вокзала, но и представил свой проект перестройки станции прибытия. В нем он реализовал некоторые идеи Кекушева. Новое здание вокзала по объему превзошло старое в три раза.
Ярославский вокзал. Главный вестибюль. 1904
Государственный архитектурный музей имени А.В. Щусева, Москва
Ярославский вокзал. Главный вестибюль. 1904
Государственный архитектурный музей имени А.В. Щусева, Москва
На главном фасаде вокзала выделяется массивный входной портал, ограниченный мощными пилонами. Он располагается не по центру здания, асимметрично, что очень характерно для архитектуры модерна.
Центральную часть вокзала венчает четырехскатная кровля с ажурным завершением и двуглавым орлом в центре. По бокам фасада расположены башни: в левой, перекрытой шатром со шпилем, раньше располагалась водонапорная.
Для строительства Ярославского вокзала зодчие использовали новые на тот момент материалы: железобетон и облицовочную плитку. Нижняя часть здания создана из радомского песчаника, стены облицованы кирпичом пепельно-серого цвета и частично покрыты мозаикой из глазурованных плит.
Богатую цветовую гамму отделочных материалов дополняют металлические решетки и майоликовые панно, изображающие флору и фауну Русского Севера. Их изготовили по рисункам Шехтеля в Абрамцевской мастерской Мамонтова.
Интерьеры Ярославского вокзала современники считали одним из самых ярких примеров национально-романтической ветви московского модерна. Главный вестибюль был выполнен в строгом стиле. Его украшали стильные скамьи, оригинальная осветительная арматура и панно Константина Коровина.

КАЗАНСКИЙ ВОКЗАЛ

Комсомольская площадь, 2
После того как Рязанскую железную дорогу продлили до Казани, вокзалу в Москве потребовалась перестройка: здание 1860-х годов перестало справляться с возросшим потоком пассажиров. В 1911 году Собрание акционеров общества Московско-Казанской железной дороги объявило закрытый архитектурный конкурс, в котором приняли участие многие зодчие — в том числе Федор Шехтель и Алексей Щусев.
Шехтель планировал связать воедино архитектуру будущего Казанского вокзала и уже построенного к тому моменту Ярославского. Так, в его проекте Казанский вокзал представлял собой выстроенные в ряд объемы разного размера. Центром композиции должна была стать высокая часовая башня. Для художественного оформления архитектор выбрал мотивы древнерусской архитектуры, совмещенные с формами модерна. Однако в конкурсе одержал победу проект Алексея Щусева.
Здание Казанского вокзала
Фотография: Елена Коромыслова / фотобанк «Лори»
Часы на фасаде Казанского вокзала
Фотография: Володина Ольга / фотобанк «Лори»
Здание Казанского вокзала
Фотография: Алешина Оксана / фотобанк «Лори»
Фасад здания Казанского вокзала
Фотография: Юрий Губин / фотобанк «Лори»
Здание Казанского вокзала. Фрагмент
Фотография: Дмитрий Неумоин / фотобанк «Лори»
Здание Казанского вокзала. Фрагмент
Фотография: Дмитрий Неумоин / фотобанк «Лори»
Композиционно проекты Шехтеля и Щусева очень похожи. Щусев также сделал центром своего здания высокую башню, которая копирует казанскую Башню Сююмбике, а вокзал организовал в виде будто бы разных построек, примыкающих вплотную друг к другу. Фасады архитектор оформил в духе средневековой московской архитектуры: выбрал светлую облицовку для стен, добавил килевидные кокошники на часовой башне и наличниках окон. Так Щусеву удалось визуально соединить в вокзале Москву и Казань, что было одним из условий архитектурного конкурса.
Проект Щусева приняли в 1913 году, но строительство надолго затянулось. Казанский вокзал закончили возводить только к 1940 году.
Портал «Культура.РФ» благодарит за помощь в создании материала сотрудников Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева: искусствоведа, куратора выставки «Эпоха модерна» Анну Кистанову, искусствоведа Полину Покладок, искусствоведа Софью Панфилову, Анну Жукову (связи с общественностью), Марину Малярову (фотосъемка 2019 года) и Эльвиру Хасанзанову (ретушь фотографий).
Главная фотография: travel-bug.club

Обложка раздела «Особняк Зинаиды Морозовой»: Екатерина Овсянникова / фотобанк «Лори»
Обложка раздела «Особняк Рябушинского»: Екатерина Овсянникова / фотобанк «Лори»
Обложка раздела «Особняк Шехтеля в Ермолаевском переулке»: Baturina Yuliya / фотобанк «Лори»
Обложка раздела «Особняк Александры Дерожинской»: Галина Савина / фотобанк «Лори»
Обложка раздела «Гостиница «Метрополь»: Виктор Тараканов / фотобанк «Лори»
Обложка раздела «Здание Московского купеческого собрания»: Baturina Yuliya / фотобанк «Лори»
Обложка раздела «Ярославский вокзал»: Виктор Тараканов / фотобанк «Лори»
Обложка раздела «Казанский вокзал»: Елена Коромыслова / фотобанк «Лори»

Автор: Екатерина Тарасова
Верстка: Кристина Мацевич