МУЗЕИ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ: ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО РУССКОЙ СОКРОВИЩНИЦЕ

Что посмотреть в Оружейной палате за один день
МУЗЕИ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ: ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО РУССКОЙ СОКРОВИЩНИЦЕ
Что посмотреть в Оружейной палате за один день
Это сосуд для христианского богослужения, который используют при освящении вина и принятии Святого Причастия.
Ювелирная техника скань — ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в веревочки.
Часть парадной княжеской одежды бармы — широкое оплечье или широкий воротник, который надевали поверх парадного платья. На него нашивали изображения на религиозную тему, а также украшали драгоценными камнями.
Ковчег в форме гроба.
Собрание Музеев Московского Кремля расположилось в восьми зданиях. Здесь хранятся сокровища великих князей и царей, которые пошли от Большой казны: шапка Мономаха, шапка Казанская, шлем Ярослава Всеволодовича XII века, а также археологические находки XIX–XX веков и конфискованные при советской власти церковные реликвии. Чтобы увидеть всю богатейшую коллекцию, потребуется не один визит. В нашем же путеводителе мы расскажем, какие экспонаты вы успеете посмотреть в Оружейной палате за день, а также кратко познакомим с другими зданиями Музеев Московского Кремля.
Собрание Музеев Московского Кремля расположилось в восьми зданиях. Здесь хранятся сокровища великих князей и царей, которые пошли от Большой казны: шапка Мономаха, шапка Казанская, шлем Ярослава Всеволодовича XII века, а также археологические находки XIX–XX веков и конфискованные при советской власти церковные реликвии. Чтобы увидеть всю богатейшую коллекцию, потребуется не один визит. В нашем же путеводителе мы расскажем, какие экспонаты вы успеете посмотреть в Оружейной палате за день, а также кратко познакомим с другими зданиями Музеев Московского Кремля.
Собрание Музеев Московского Кремля расположилось в восьми зданиях. Здесь хранятся сокровища великих князей и царей, которые пошли от Большой казны: шапка Мономаха, шапка Казанская, шлем Ярослава Всеволодовича XII века, а также археологические находки XIX–XX веков и конфискованные при советской власти церковные реликвии. Чтобы увидеть всю богатейшую коллекцию, потребуется не один визит. В нашем же путеводителе мы расскажем, какие экспонаты вы успеете посмотреть в Оружейной палате за день, а также кратко познакомим с другими зданиями Музеев Московского Кремля.

Оружейная палата

Оружейная палата
Фрагмент архитектуры Оружейной палаты Московского Кремля, Москва
Фотография: Елена Коромыслова / фотобанк «Лори»
Оружейная палата Московского Кремля, Москва
Фотография: Володина Ольга / фотобанк «Лори»
Фрагмент архитектуры Оружейной палаты Московского Кремля, Москва
Фотография: Елена Коромыслова / фотобанк «Лори»
Музей-сокровищница московских князей и русских царей появился в 1806 году, когда император Александр I подписал соответствующий указ. Здесь хранится более 4000 редких экспонатов. Среди них — атрибуты государевой власти: скипетр, держава, шапка Мономаха, которой венчали на царство до правления Петра I. В собрании находится огромная коллекция оружия: пистолеты с ударно-кремневым замком Алексея Михайловича, ружье Екатерины II в стиле рококо и другие экземпляры.
Не березы, не рябины
и не черная изба —
всё топазы, всё рубины,
всё узорная резьба.
В размышленья погруженный
средь музейного добра,
вдруг я замер,
отраженный
в личном зеркале Петра.


Юрий Левитанский. «В Оружейной палате»

Как добраться и с чего начать экскурсию

Как добраться и с чего начать экскурсию
Музеи Московского Кремля находятся в самом центре столицы. Добраться туда удобнее всего на метро. Ближайших станций несколько: «Александровский сад», «Библиотека им. Ленина», «Боровицкая». Везде размещены указатели, которые приведут к музеям.
Вид на церковь Двенадцати Апостолов, Москва
Фотография: Pukhov K / фотобанк «Лори»
Вид на Московский Кремль на рассвете, Москва
Фотография: Дмитрий Данилкин / фотобанк «Лори»
Благовещенский собор и Большой Кремлевский дворец, Москва
Фотография: lana1501 / фотобанк «Лори»
Музеи работают каждый день, кроме четверга, с 9:30 до 18:00, Оружейная палата — с 10:00 до 18:00. Оптимальный вариант для тех, у кого не так много времени, — отправиться именно в Оружейную палату. Она состоит из 55 витрин в первых восьми залах и выставки экипажей XVI—XVIII веков в последнем. Вы можете посетить этот музей с экскурсией, которая длится всего полтора часа. А после — прогуляйтесь по территории Кремля и побывайте в одном из соборов.
Как добраться до Музеев Московского Кремля
Входные билеты можно купить онлайн или в кассе: она находится в Александровском саду и работает с 9:00 до 17:00.
По ссылке вы найдете схему проезда, а также план-схему Кремля.
Перед экскурсией по Музеям Московского Кремля прочитайте материалы нашего портала — познакомьтесь с краткой историей музеев и посетите виртуальный тур

Зал №1. Русские золотые и серебряные изделия XII — начала XVII века

Зал №1. Русские золотые и серебряные изделия XII — начала XVII века
Осмотр экспозиции начинается на первом этаже с зала №1, где хранятся самые древние экспонаты Оружейной палаты. На протяжении многих веков эти предметы были главными богатствами царской казны. Экспозицию открывают произведения декоративно-прикладного византийского искусства: ставротека XII века, ковчег-реликварий святого Димитрия Солунского XI века и другие. В следующих витринах представлены изделия, созданные в эпоху домонгольской Руси.
Потир
Браслет. Золото. Скань, чеканка. Конец XII — начало XIII века. Рязань (?)
Оружейная палата, Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», Москва
Потир. Серебро. Резьба, чеканка, канфарение, золочение. Начало XIII века. Владимиро-Суздальская Русь
Оружейная палата, Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», Москва
Подвеска (сионец). Золото. Скань, чеканка, зернь, эмаль. XII — начало XIII века. Рязань (?)
Оружейная палата, Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», Москва
Этот потир, или церковную чашу, вы можете рассмотреть во второй витрине первого зала. Он относится к ценнейшим памятникам серебряного дела XII–XV веков. Его выполнили в XIII веке мастера Владимиро-Суздальской земли. Местные умельцы также авторы архитектурных сооружений, монументальной скульптуры и живописи. В этой же витрине представлены предметы из так называемого Рязанского клада — памятники ювелирного дела домонгольского периода: золотые височные кольца, браслет, украшенный сканью, бармы с драгоценными камнями и жемчугом.
Крышки на раки
Рака царевича Димитрия (крышка). Серебро, драгоценные камни. Чеканка, литье, золочение. 1630. Москва
Оружейная палата, Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», Москва
Крышки рак царевича Димитрия и Кирилла Белозерского
Оружейная палата, Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», Москва
Рака Кирилла Белозерского (крышка). Серебро. Чеканка, литье, золочение. 1643. Москва
Оружейная палата, Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», Москва
В отдельную экспозицию вынесли крышки на раки основателя Кирилло-Белозерского монастыря, преподобного Русской церкви Кирилла Белозерского и царевича Димитрия из Архангельского собора. Их выполнили мастера Серебряной палаты Московского Кремля под руководством одного из лучших ювелиров того времени — Гаврилы Овдокимова. В России всего три таких памятника декоративно-прикладного искусства: два в Оружейной палате, а третий — в Русском музее.

Зал №2. Русские золотые и серебряные изделия XVII — начала XX века

Зал №2. Русские золотые и серебряные изделия XVII — начала XX века
В витринах этого зала хранятся драгоценные произведения русских мастеров XVII века, которые созданы в лучших провинциальных художественных центрах страны: Сольвычегодске, Костроме, Ярославле, Нижнем Новгороде, Устюге Великом.
Братина
Братина. Золото, серебро, камни драгоценные, жемчуг. Чеканка, чернь, резьба. Первая половина XVII века. Москва
Братина. Золото, серебро, камни драгоценные, жемчуг.
Чеканка, чернь, резьба. Первая половина XVII века. Москва
Оружейная палата, Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», Москва
В десятой витрине, среди предметов из коллекции древнерусской парадной посуды, один из самых интересных экспонатов — братина. Она представляет собой шаровидный сосуд, который подавали на братничьих застольях — пирах или поминках. На Руси их обычно использовали как круговые заздравные чаши и пили из них мед, пиво или квас. В собрании музея сохранилось много разных братин: мелкие, крупные, шарообразные, украшенные эмалью, драгоценными камнями, покрытые чеканными или резными узорами.
Усольские эмали
Коробочка. Серебро. Чеканка, эмаль, скань. 1690-е. Сольвычегодск
Оружейная палата, Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», Москва
Чаша. Серебро. Эмаль. Конец ХVII века. Сольвычегодск
Оружейная палата, Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», Москва
Ларец. Серебро, ткань. Чеканка, эмаль, скань, золочение. 1690-е. Сольвычегодск
Оружейная палата, Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», Москва
Старинные русские расписные эмали рассмотрите в витрине №12. Город Сольвычегодск, или, как его называли в древности, Усольск, — родина русских эмальеров. Именно здесь эта техника получила свое развитие. Усольскими эмалями украшали в основном чаши, стаканы, ларцы, ножи и другие предметы обихода. Эмальеры из этого северного города полностью заливали поверхность предметов или ставили отдельные клейма с разными декоративными элементами. Усольские эмали можно узнать по ярким разноцветным рисункам с гладким белоcнежным фоном.
Панагии
Панагия. Серебро, камни драгоценные, стекло. Эмаль, литье, золочение. Конец XVIII века. Россия
Оружейная палата, Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», Москва
Панагия. Золото, серебро, камни драгоценные, стекло (?), недрагоценный металл. Золочение, литье, эмаль. Середина XVIII века. Россия
Оружейная палата, Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», Москва
В отдельную экспозицию — витрину №20 — вынесены панагии. Это небольшие богато украшенные образы Богоматери, которые носили священнослужители на цепочке у своей груди. Во второй половине XVIII века они принадлежали архиереям Русской православной церкви. Панагии инкрустировали драгоценными камнями и бриллиантами.
В Оружейной палате можно увидеть панагию, которую Екатерина II пожаловала придворному проповеднику митрополиту Платону. Она украшена бриллиантами и крупными турмалинами. Здесь же находится панагия, пожалованная императрицей новгородскому митрополиту Дмитрию. Она обрамлена в ажурную оправу с бриллиантами, а на оборотной стороне помещен эмалевый портрет государыни.

Зал №3. Европейское и восточное парадное вооружение XV—XIX веков

Зал №3. Европейское и восточное парадное вооружение XV—XIX веков
Здесь размещена одна из богатейших в мире коллекций западноевропейских боевых и парадных доспехов, а также предметы европейского, турецкого и иранского вооружения XV–XVII веков.
Парадные доспехи
Шлем. Сталь, медь. Ковка, резьба. Конец XVI — начало XVII века. Европа
Оружейная палата, Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», Москва
Доспех для коня. Железо, кожа. Ковка, чеканка, травление, резьба. XVI век. Европа
Оружейная палата, Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», Москва
Шлем. Железо. Чеканка, травление, клепка. 80-е годы XVI века. Италия (?)
Оружейная палата, Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», Москва
В витрине №23 представлен парадный доспех для всадника и коня. Его изготовил известный мастер из Нюрнберга Кунц Лохнер. В 1584 году польский король Стефан Баторий прислал эти доспехи в дар царю Федору Иоанновичу. Доспех украшен выпуклыми медальонами с чеканными изображениями мифологических фигур. Также на нем можно увидеть полосы золоченого орнамента, в которых чередуются изображения воинских трофеев и музыкальных инструментов.
Иранское оружие
Шлем. Сталь. Гравировка, ковка. XVI век. Иран (?)
Оружейная палата, Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», Москва
Щит парадный. Золото, кожа, камни драгоценные, жемчуг, бирюза, ткань. Резьба, инкрустация, чеканка. Первая половина XVII века. Иран
Оружейная палата, Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», Москва
Кортик охотничий, в ножнах. Золото, камни драгоценные, сталь, дерево, кожа, нефрит. Ковка, инкрустация, эмаль, тиснение. XVIII век. Европа (клинок и ножны), Индия (рукоять)
Оружейная палата, Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», Москва
Большая часть экспонатов витрины №26 — это дипломатические подарки купцов и послов из Ирана, датируемые XVI–XVII веками. Они привозили в Россию драгоценное оружие: сабли, шпаги, кортики, оправленные в золото и украшенные драгоценными камнями и жемчугом.

Зал №4. Русское вооружение XII — начала XIX века

Зал №4. Русское вооружение XII — начала XIX века
Экспозиция четвертого зала начинается с собрания русского вооружения XII–XVII веков. В остальных витринах можно увидеть царские наградные ковши и кубки XVII века, а также ордена и медали императорской России.
Шапка ерихонская
Шлем — «шапка ерихонская». Золото, сталь булатная, ткань шелковая, камни драгоценные, жемчуг. Ковка, чеканка, насечка золотом, резьба, эмаль. 1621. Москва
Шлем — «шапка ерихонская». Золото, сталь булатная, ткань шелковая, камни драгоценные, жемчуг. Ковка, чеканка, насечка золотом, резьба, эмаль. 1621. Москва
Оружейная палата, Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», Москва
Шапка ерихонская царя Михаила Федоровича — главный из парадных царских шлемов конусообразного типа. Она представляет собой булатный шлем, который защищал голову от рубящих ударов меча и сабли. В 1621 году его создал Никита Давыдов — русский оружейный мастер XVII века, его называют отцом русского оружейного дела.
Огнестрельное оружие
Пистолет-револьвер с ударно-кремневым замком. Серебро, сталь, дерево. Ковка, резьба, чеканка, насечка золотом, насечка серебром, золочение. Около 1625. Москва
Оружейная палата, Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», Москва
Пистолет с ударно-кремневым замком,с шомполом. Серебро, железо, дерево. Ковка, гравировка, резьба, золочение, эмаль, скань. 1660-е. Москва
Оружейная палата, Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», Москва
Пистолет с ударно-кремневым замком. Серебро, дерево, перламутр, сталь. Гравировка, инкрустация, золочение, серебрение, ковка. XVII век. Москва
Оружейная палата, Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», Москва
В трех витринах зала №4 можно увидеть предметы русского вооружения, которые использовали в армии императора Петра I. Среди них — современное для того периода огнестрельное оружие с кремнево-ударными замками французского типа, пехотные ружья с мощными стволами большого калибра, а также ручные мортирки с коротким широким стволом. Их изготовили в Туле, Москве и Олонце.

Зал №5. Западноевропейское серебро XIII–XIX веков

Зал №5. Западноевропейское серебро XIII–XIX веков
В этом зале больше всего витрин: здесь собраны предметы, созданные иностранными мастерами в XIII–XIX веках. Они попали в Россию в качестве посольских подарков из Англии, Голландии, Дании, Польши и других стран.
Серебро. Голландия
Блакер (настенный подсвечник). Серебро. Чеканка, литье, пунцирование, золочение. 1647. Гаага, Голландия
Оружейная палата, Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», Москва
Блюдо-лохань. Серебро. Чеканка, золочение, пунцирование. 1664. Амстердам, Голландия
Оружейная палата, Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», Москва
Кувшин. Серебро. Чеканка, литье, гравировка, золочение. До 1663. Амстердам, Голландия
Оружейная палата, Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», Москва
В коллекцию западноевропейского серебра Оружейной палаты входят также посольские дары 1648, 1665 и 1676 годов, которые создали мастера-серебряники из Амстердама, Утрехта и Гааги. Среди предметов — кувшин, блюдо-лохань, блакер — настенный подсвечник.
Карлинские стаканы. Швеция
Стакан. Серебро. Чеканка, золочение. 1698. Стокгольм, Швеция
Оружейная палата, Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», Москва
Стакан. Серебро. Чеканка, золочение. 1698. Стокгольм, Швеция
Оружейная палата, Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», Москва
Стакан. Серебро. Чеканка, литье, золочение. 1698. Стокгольм, Швеция
Оружейная палата, Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», Москва
Серебряные дары из королевства Швеции привозили в Москву с середины до конца XVIII века. Среди подарков короля Карла XII — дюжина карлинских стаканов. Их создал мастер Юхан Нютцель — один из основателей первого национального стиля в златокузнечном искусстве Швеции, который назван по имени королей Карла XI и Карла XII. С 1699 года карлинские стаканы находились в личных покоях Петра I в Преображенском.
Сосуд «Орел». Нюрнберг
Настольное украшение в виде орла. Серебро. Чеканка, литье, пунцирование, золочение. 1595. Нюрнберг, Германия
Настольное украшение в виде орла. Серебро. Чеканка, литье, пунцирование, золочение. 1595. Нюрнберг, Германия
Оружейная палата, Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», Москва
В витрине №35 представлены изделия златокузнецов из Нюрнберга. Этот немецкий город был центром производства художественного серебра в Европе. Одним из ярких экспонатов считается сосуд «Орел», который создал мастер Ямнитцер Кристоф в 1595 году.

Зал №6. Драгоценные ткани, лицевое и орнаментальное шитье XIV–XVIII веков. Светский костюм в России XVI — начала XX века

Зал №6. Драгоценные ткани, лицевое и орнаментальное шитье XIV–XVIII веков. Светский костюм в России XVI — начала XX века
Экскурсия по Оружейной палате продолжается на втором этаже. Посетители попадают сразу в зал №6, где хранятся образцы церковных облачений русских священнослужителей, парадной светской одежды и коронационного костюма.
Гардероб Петра I
Платно. Аксамит, кружево, объярь. Ткачество, плетение. 1691; аксамит, объярь — XVII век; кружево золотное — XVII век. Москва; аксамит, объярь — Венеция, Италия; кружево золотное — Западная Европа
Платно. Аксамит, кружево, объярь. Ткачество, плетение. 1691; аксамит, объярь — XVII век; кружево золотное — XVII век. Москва; аксамит, объярь — Венеция, Италия; кружево золотное — Западная Европа
Оружейная палата, Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», Москва
В витрине №44 можно увидеть предметы из гардероба Петра I: многочисленные кафтаны — верхнее долгополое мужское платье, а также платно императора — это верхняя мужская одежда из дорогих тканей, которую носили монархи на торжественных приемах или церемониях. Для отделки придворного платья использовали шитье драгоценными нитями и жемчугом, а также кружево из золотых нитей и запоны с драгоценными камнями.
Саккос
Саккос. Атлас золотный, атлас, камка, золотные нити, серебро, жемчуг. Ткачество, шитье, чеканка, басма. XIV–XVI века. Россия, Византия, Европа, Турция
Саккос. Атлас золотный, атлас, камка, золотные нити, серебро, жемчуг. Ткачество, шитье, чеканка, басма. XIV–XVI века. Россия, Византия, Европа, Турция
Оружейная палата, Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», Москва
В соседней витрине представлены архиерейские облачения и священническая одежда митрополитов и патриархов. Самое древнее из них — саккос первого московского святителя митрополита Петра. Это верхнее архиерейское богослужебное облачение — просторная одежда до пят с короткими широкими рукавами и вырезом для головы.

Зал №7. Древние государственные регалии и предметы парадного церемониала XIII–XVIII веков

Зал №7. Древние государственные регалии и предметы парадного церемониала XIII–XVIII веков
В основе коллекции этого зала — предметы из великокняжеской и царской сокровищниц. В их числе — венцы, бармы, скипетры, державы и другие знаки верховной власти, которые использовали в официальных придворных церемониях.
Двойной трон
Двойной трон. Дерево, серебро, бархат, железо. Литье, чеканка, резьба, золочение, ткачество. 1682−1683. Москва
Двойной трон. Дерево, серебро, бархат, железо. Литье, чеканка, резьба, золочение, ткачество. 1682−1683. Москва
Оружейная палата, Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», Москва
В отдельной витрине находится единственный в мире двойной трон. В 1682 году на царствование венчали сразу двух братьев Романовых, сыновей Алексея Михайловича: 15-летнего Ивана — от первой жены Марии Милославской, и 11-летнего Петра, будущего Петра I, от Натальи Нарышкиной. Это случилось после смерти царя Федора Алексеевича, у которого не было своих детей. До 1689 года царствование Ивана и Петра было формальным, вся власть сосредоточилась в руках царевны Софьи Алексеевны.
Этот трон для царей-соправителей изготовили мастера Кремля. Исследователи предполагают, что в его создании использовали детали трех серебряных тронов времени царя Михаила Романова.
Корона
Корона. Серебро, алмазы, рубины, турмалины. Литье, чеканка, резьба, золочение. 1730. Москва
Корона. Серебро, алмазы, рубины, турмалины. Литье, чеканка, резьба, золочение. 1730. Москва
Оружейная палата, Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», Москва
Многие из предметов этого зала были необходимыми атрибутами на дипломатических приемах, выходах и выездах русских царей, а также венчании на царство. Когда в 1721 году Россия стала империей, а ее правитель императором, то венчание на царство заменили коронацией, а царские венцы — императорскими коронами. В 1730 году для коронации императрицы Анны Иоанновны создали драгоценную корону, украшенную двумя с половиной тысячами драгоценных камней и огромным турмалином под крестом. Эту корону можно рассмотреть в витрине №50.

Зал №8. Предметы парадного конского убранства XVI–XVIII веков

Зал №8. Предметы парадного конского убранства XVI–XVIII веков
Коллекцию, размещенную в этом зале, также называют Конюшенной казной. Она сформировалась в XVI–XVII веках. По величине и художественной ценности ей нет аналогов в других мировых музейных собраниях.
Конский убор
Науз. Дерево, серебро, атлас, жемчуг, канитель золотная, нити золотные. Ткачество, шитье, литье. XVII век. Москва
Оружейная палата, Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», Москва
Убор на выводную лошадь: гремячая цепь, седло, паперсть, попона, стремена. Парча, драгоценные камни, золото, серебро. Скань, чеканка, резьба, эмаль, ткачество. XVI век. Москва
Оружейная палата, Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», Москва
Решма. Золото, медь, железо, камни драгоценные. Чеканка, резьба, литье. XVII век. Москва
Оружейная палата, Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», Москва
В витрине №52 можно увидеть полный конский убор XVII века, который предназначался для царской лошади. Он состоит из золотой узды с драгоценными камнями, попоны с жемчугом, которая закрывала бока и грудь лошади. Также в убор входит подшейная кисть с сеткой из жемчужин и седло в золотой оправе с сиденьем, украшенным изумрудами, алмазами, рубинами и сапфирами.
Конское убранство. Турция
Ведро. Серебро. Литье, чеканка. XVIII век. Турция
Оружейная палата, Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», Москва
Седло. Дерево, бархат, кожа, нити золотные, серебро, камни драгоценные. Чеканка, ткачество, золочение, шитье. XVIII век. Турция
Оружейная палата, Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», Москва
Эгрет. Золото, серебро, камни драгоценные, недрагоценный металл. Чеканка. XVIII век. Турция
Оружейная палата, Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», Москва
Большинство предметов из витрины №53 — это подарки турецкого султана Абдул Гамида I в честь заключения в 1774 году между Россией и Турцией мирного договора. В их числе — седла, попоны, конская сбруя, а также украшение головного убора всадника в виде пера, усыпанного бриллиантами.

Зал №9. Экипажи XVI–XVIII веков

Зал №9. Экипажи XVI–XVIII веков
Завершается экспозиция залом, где размещены произведения мастеров крупнейших художественных центров Москвы, Петербурга, Вены, Берлина, Парижа и Лондона.
Колымага
Колымага четырехместная. Дуб, береза, бархат, стекло, железо, галун, слюда, олово, медь. Золочение, резьба по дереву, ткачество, ковка. 40-е годы XVII века. Москва
Колымага четырехместная. Дуб, береза, бархат, стекло, железо, галун, слюда, олово, медь. Золочение, резьба по дереву, ткачество, ковка. 40-е годы XVII века. Москва
Оружейная палата, Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», Москва
Тюркское слово «колымага» означает «большая повозка». Это не только самый древний экипаж Оружейной палаты, но и единственный в мире экипаж подобного типа, который сохранился до наших дней. Открытую колымагу создали в Англии в конце XVI века. В 1603 году после вступления на английский престол король Яков I Стюарт подарил этот экипаж царю Борису Годунову. Колымага богато украшена резьбой и скульптурой со сценами охоты и битвы христиан и мусульман.
Зимний возок
Возок зимний «потешный». Дуб, кожа, тафта, олово, медь, слюда, железо, бархат. Золочение, тиснение, ковка, ткачество. 1689–1692. Москва
Возок зимний «потешный». Дуб, кожа, тафта, олово, медь, слюда, железо, бархат. Золочение, тиснение, ковка, ткачество. 1689–1692. Москва
Оружейная палата, Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», Москва
Подобных экипажей больше нет ни в одном музейном собрании мира. Возок называется «потешным», потому что его создавали для игр и забав царевны Екатерины — дочери Ивана Алексеевича, брата Петра I. Экипаж изготовили в мастерских Конюшенного приказа в 1689–1692 годах. Закрытый кузов стоит на полозьях, слюдяные окошки украшены узором из оловянных полос. Внутри возок обит алой тафтой, а стенки кузова — красной тисненой кожей.
Летняя коляска
Коляска двухместная. Клен, бархат, нити золотные, бронза, железо. Резьба по дереву, живопись маслом, золочение по левкасу, ковка. 1770-е, Англия
Коляска двухместная. Клен, бархат, нити золотные, бронза, железо.
Резьба по дереву, живопись маслом, золочение по левкасу, ковка. 1770-е, Англия

Оружейная палата, Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», Москва
Одна из летних карет выполнена в Англии в 1770 году. Ее заказал граф Григорий Орлов специально для подарка императрице Екатерине II. Двухместный экипаж использовали для прогулок в теплое время года. Кузов коляски напоминает итальянскую гондолу, а место для лакея похоже на большую открытую раковину. В XIX веке этот экипаж использовали во время коронаций императоров Александра II и Александра III.
Читайте и другие материалы о главных музейных экспонатах Оружейной палаты

Что смотреть в других зданиях?

Что смотреть в других зданиях?
Если после осмотра Оружейной палаты осталось свободное время, предлагаем посетить один из соборов или прогуляться по территории Кремля.

Успенский собор

Успенский собор
Успенский собор, Москва
Успенский собор, Москва
Фотография: Наталья Волкова / фотобанк «Лори»
На протяжении многих столетий он был главным храмом Русского государства. В 1479 году Успенский собор построил болонский архитектор Аристотель Фиораванти вместе с отечественными мастерами. Здесь находится усыпальница митрополитов и патриархов первого патриаршего периода, который длился с 1589 по 1721 год.

Архангельский собор

Архангельский собор
Собор Святого Архистратига Михаила в Кремле (Архангельский собор), Москва
Собор Святого Архистратига Михаила в Кремле (Архангельский собор), Москва
Фотография: Елена Коромыслова / фотобанк «Лори»

Собор посвящен покровителю русского воинства — архангелу Михаилу. Великие князья приходили сюда молиться перед боем. Здесь расположена усыпальница великих московских и удельных князей, а также первых русских царей из династии Рюриковичей.

Благовещенский собор

Благовещенский собор
Благовещенский собор, Москва
Благовещенский собор, Москва
Фотография: Валерия Попова / фотобанк «Лори»

Храм на бровке Боровицкого холма построен в 1291 году владимирским князем Андреем Александровичем. Собор был домовой церковью великих князей московских и русских царей. В документах XVI–XVII веков его называли «храмом на государевом дворе», «на сенях», «на переходах», потому что здание входило в комплекс великокняжеского, а затем царского дворца.

Патриаршие палаты

Патриаршие палаты
Патриаршие палаты с церковью Двенадцати Апостолов, Москва
Патриаршие палаты с церковью Двенадцати Апостолов, Москва
Фотография: Овчинникова Ирина / фотобанк «Лори»

Это редкий образец гражданской архитектуры XVII века. Его возвели по заказу патриарха Никона в 1635–1656 годах. Палаты с домовой церковью Двенадцати Апостолов не уступали царскому дворцу по роскоши и размерам. Сегодня в помещениях палат работает Музей прикладного искусства и быта России XVII века.

Церковь Ризоположения

Церковь Ризоположения
Церковь Положения Ризы Пресвятой Богородицы (церковь Ризоположения), Москва
Церковь Положения Ризы Пресвятой Богородицы (церковь Ризоположения), Москва
Фотография: Денис Ларкин / фотобанк «Лори»

Православный храм на Соборной площади Московского Кремля построили в 1484–1485 годах и освятили в честь ризы Пресвятой Богородицы. Сначала он служил молельней московским митрополитам, а с учреждением патриаршества стал домовым храмом митрополитов московских и всея Руси, а также русских патриархов. Здесь можно увидеть цельный интерьер XVII века, а также выставку русской резной скульптуры.

Колокольня Ивана Великого

Колокольня Ивана Великого
Колокольня Ивана Великого, Москва
Колокольня Ивана Великого, Москва
Фотография: Е.О. / фотобанк «Лори»

До строительства храма Христа Спасителя в XIX веке была самым высоким зданием в столице. На протяжении 300 лет колокольню считают главной архитектурной достопримечательностью центра Москвы. Внутри работает Музей истории архитектуры Московского Кремля.
Еще недавно в каменных церквах
Дымился ладан, звякало кадило,
И на кирпичной звоннице монах
Раскачивал медлительное било.
И раскачавшись, размахнувшись, в медь
Толкалось било. И густой, и сонный,
Звон пробужденный начинал гудеть
И вздрагивать струною напряженной.


Эдуард Багрицкий. «Кремлевская стена, не ты ль взошла…»

Московский Кремль

Московский Кремль
Спасская башня Московского Кремля, Москва
Фотография: Baturina Yuliya / фотобанк «Лори»
Вид на Московский Кремль с Патриаршего моста летним вечером, Москва
Фотография: Алексей Мельников / фотобанк «Лори»
Вид на Московский Кремль с Большого Москворецкого моста, Москва
Фотография: Владимир Князев / фотобанк «Лори»
Один из крупнейших архитектурно-градостроительных ансамблей мира — Московский Кремль находится на высоком холме в центре столицы над Москвой-рекой. Это символ российской государственности, а также крупнейшая в мире сокровищница древних реликвий и памятников культуры.
Автор: Ирина Малахова
Верстка: Кристина Мацевич

Главная фотография: nickodim / depositphotos.com