Важнейшей задачей конструктивисты считали создание оптимальных пространств для комфортной среды. Поэтому архитектурное проектирование превратилось в настоящую лабораторию, участники которой прописывали и переписывали алгоритмы человеческой жизни, а потом на их основе разрабатывали новые пространственные решения. Так, зодчие, социологи и даже врачи анализировали состав населения и его потребности — как физиологические, так и социальные, — изучали влияние света и цвета на самочувствие, составляли «графики движения» обитателей жилых домов.
Успешно реализованным лабораторным проектом стал Дом Наркомфина, который находится в Москве. Авторы, архитекторы Моисей Гинзбург и Игнатий Милинис и инженер Сергей Прохоров, называли его домом переходного типа — переходом от обычного дома к дому-коммуне.
Шестиэтажный дом с плоской крышей-террасой опирался на столбы. Его несущей конструкцией стал железобетонный каркас, который позволил снять существенную нагрузку со стен и поэкспериментировать с планировкой жилых помещений — ячеек, которые имели разную конфигурацию. Самыми знаменитыми стали ячейки типа F.
Они располагались на двух уровнях верхних этажей. Окна спален выходили на восточный фасад: по задумке авторов, по утрам жильцы должны были просыпаться с восходящим солнцем. Большие гостиные с двусветными окнами — то есть не разделенные внутренними перекрытиями — выходили на запад и открывали городские пейзажи. Разрабатывая эти квартиры, конструктивисты продумали жизненный сценарий обитателей и предложили конфигурацию, при которой высота потолков в гостиной составляла 3,6 метра, а в спальне — всего 2,6 метра.
Одним из первых примеров комплексной среды для рабочих стал жилмассив на Тракторной улице — рабочей окраине Ленинграда. Жилой городок создали архитекторы из Стройкома Александр Гегелло, Александр Никольский и Григорий Симонов в 1925–1927 годах. Чтобы как можно скорее обеспечить жильем граждан, строили в сжатые сроки и из материалов, которые можно было быстро получить: кирпича, оставшегося после сноса разных зданий, свежей древесины и даже рельсов, трамвайных и железнодорожных.
С началом Гражданской войны в стране усугубился жилищный кризис. По данным Всесоюзной переписи населения 1926 года, на одного человека в Советской России приходилось всего 5,2 квадратных метра жилья. Поэтому фокус внимания архитекторов в это время сместился на создание «здоровой» жилой среды при минимальных экономических затратах. Именно в первое десятилетие советской власти начали разрабатывать санитарные нормы и регламенты.
Они посчитали, что для комфортного сна высота потолка значения не имела, а гостиные должны были быть высокими, чтобы обитатели ячеек не чувствовали себя скованными — ведь площадь всей квартиры составляла лишь 35–36 квадратных метров. Такая остроумная планировка давала огромную экономическую эффективность: два этажа обслуживал лишь один коридор.
Другой важной задачей архитекторов было обучить советского человека «новому быту». Зачастую вчерашние крестьяне не умели пользоваться водопроводом, канализацией и газом, не знали, что комнаты нужно регулярно проветривать. При жилтовариществах и кооперативах, которые выполняли функции соседских сообществ, начали появляться кружки ликвидации безграмотности и культурно-бытовой работы. Их организаторы обучали граждан чтению и письму, нормам санитарии и личной гигиене, проводили лекции по политическому воспитанию, организовывали походы в театр и кино, а еще — помогали решать бытовые вопросы, связанные, например, с питанием в столовых, работой яслей и детских садов.
Жилмассив состоял из трех- и четырехэтажных корпусов. Фасады выходили на Тракторную улицу, которая завершалась небольшой площадью. В пешей доступности от жилых зданий располагались Дом культуры, ясли и детский сад и даже баня. А с самой улицы открывался вид на школу им. 10-летия Октября, асимметричный план которой напоминал серп и молот.
Внешний облик корпусов был минималистичным. Декоративные элементы практически не использовали, а художественного своеобразия архитекторы достигли за счет сочетания разных объемов.
Например, все лестничные клетки располагались в полукруглых выступах, которые выходили на одну сторону и задавали ритм.
Для жилмассива архитекторы разработали разные типы квартир, рассчитанные на разный состав проживающих. Квартиры состояли из нескольких комнат, от двух до четырех, со стандартными кухнями. Также было предусмотрено место для ванн, однако их в квартиры так и не установили: советская промышленность не могла обеспечить ими все строящиеся проекты.
Дом Наркомфина. Моисей Гинзбург. 1928–1929 годы.
Фотография:
goskatalog.ru Дома на улице Тракторной. Ленинград. 1925–1927 годы.
Фотографии:
goskatalog.ru Проект дома сотрудников Наркомфина в Москве. Изображения: журнал «Современная архитектура», 1929
Проект дома сотрудников Наркомфина в Москве. Изображения: журнал «Современная архитектура», 1929
Дом Наркомфина. Моисей Гинзбург. 1928–1929 годы.
Фотографии:
goskatalog.ruДома на улице Тракторной. Ленинград. 1925–1927 годы.
Фотографии:
goskatalog.ru