53 ПРАВИЛА ХОРОШЕГО ПИТЧА:
МАНУАЛ ДЛЯ ДЕБЮТАНТОВ

53 ПРАВИЛА ХОРОШЕГО ПИТЧА:
МАНУАЛ ДЛЯ ДЕБЮТАНТОВ
В прошедшем в июне 2022 года интенсиве «Искусство питчинга» приняли участие более 40 экспертов. Мы пообщались почти со всеми и подготовили первый выпуск инструкции для дебютантов.

Подача проекта в Министерство культуры

Подача проекта в Министерство культуры
1
Проверьте орфографию
Наталья Мокрицкая
Продюсер, режиссер, Генеральный директор «Москино», член Экспертного совета Министерства культуры РФ
«Когда человек не знает собственный язык, он не может снимать кино на своём языке».
Мария Готлиб
Программный директор Центра документального кино, член Экспертного совета Министерства культуры РФ
«Если человек не очень ответственно отнёсся к тому, чтобы оформить свою заявку, он её не вычитал — вот эта неряшливость на первом этапе оформления заявки, возможно, будет только усиливаться. Если человек допускает такие ошибки на стадии начала проекта, как мы можем быть уверены, что он не допустит их при монтаже фильма».
2
Еще раз проверьте все файлы
Сергей Корнихин
Продюсер, член Экспертного совета Министерства культуры РФ
«Русский кинематографист любит отправлять всё в последний момент. Сделайте это заранее. Подготовьте пакет за неделю и спокойно несколько раз его перепроверьте. Или найдите супер усидчивого человека, который дважды и трижды проверит весь комплект документов».
Наталья Мокрицкая
Продюсер, режиссер, генеральный директор «Москино», член Экспертного совета Министерства культуры РФ
«А бывает, что ты просто забыл поставить самую главную печать, где принимают документы. Это тоже надо проверять и перепроверять».

Подготовка к питчингу

Подготовка к питчингу
3
Найдите наставника
Эдуард Илоян
Продюсер, режиссер, основатель и генеральный продюсер компании Yellow, Black and White
«Найдите такого наставника, которому вы доверяете, наставника с опытом, который в вас поверит. И вместе вы пройдёте месяцы, а может и годы, до того, как зритель увидит ваше кино».
4
Посмотрите записи предыдущих питчингов
Иван Кудрявцев
Продюсер, член Экспертных советов Министерства культуры РФ и Фонда кино
«Особенно получивших поддержку. Проанализируйте выступления режиссёров, презентации, видеоролики, реакцию экспертов на них».
5
Пропишите структуру своего питча
Станислав Зубов
Автор и ведущий тренингов по ораторскому мастерству и подготовке презентации
«Очень важно, чтобы в вашей презентации отслеживалась понятная и логическая структура и причинно-следственные связи. Она должна представлять собой ступеньки, по которым вы поднимаетесь. Их может быть 7−9. Потом, идя по этим шагам поэтапно и отвечая себе на вопросы на каждый пункт, готовьтесь к своей презентации. Это сэкономит время, позволит сделать вашу мысль более структурированной и поможет убрать всю лишнюю воду, которая будет отвлекать от вашей идеи и центральной задачи».
Сергей Ильин
Режиссер фильма «Страсти по Матвею» («Приз ведущего» за лучшую защиту на питчинге Минкульта в 2021 г.)
«Даже если ты классно владеешь словом и считаешь, что ты выйдешь и всё скажешь, в 99% случаев так не произойдёт» .
6
Сокращайте
Сергей Корнихин
Продюсер, член Экспертного совета Министерства культуры РФ
«Это ваше первое упражнение на монтаж. Всё что можно вырезать, надо вырезать. Оставить только то, что составляет суть вашего питча».
7
Репетируйте
Антон Сметанкин
Генеральный директор студии «Паровоз»
«Можно брать незнакомых людей, сажать их говорить: послушай, вот ты понял меня? Тебе понравилось? И если один, третий, четвёртый человек говорит „да, мне понравилось и было интересно“ — вот именно и этого эффекта и важно добиться».
8
Не заучивайте текст наизусть
Илья Кожухарь
Актёр театра и кино. Тренер по психологии актёра
«Составьте план презентации: 1 мысль за абзац. И попробуйте каждую мысль своими словами рассказать. Вы когда формулируете, вы гораздо живее на сцене. А если вы воспроизводите текст, то у вас задача воспроизвести текст. А не порадовать, увлечь экспертов».
Наталья Мокрицкая
Продюсер, режиссёр, Генеральный директор «Москино», член Экспертного совета Министерства культуры РФ
«Когда люди заучивают текст, говорят наизусть и затараторивают его, это раздражает».
9
Отрепетируйте передачу слова тому, с кем вышли на сцену
Сергей Ильин
Режиссёр фильма «Страсти по Матвею» («Приз ведущего» за лучшую защиту на питчинге Минкульта в 2021 г.)
«Часто — это трата лишнего времени: какие-то заминки наступают, неловкости, когда люди не очень понимают, что и как говорить. Они вроде договорились, что один рассказываешь это, а другой — вот это. Но как сделать вот этот переход — не отрепетировали».
10
Не ленитесь
Евгений Григорьев
Режиссёр-документалист, сценарист, креативный продюсер Свердловской киностудии, член Экспертного совета Министерства культуры РФ
«У меня ощущение, что люди не очень хотят снимать свой фильм. Они мало знают по теме, они не пользуются открытыми источниками, им трудно доехать до героя и сделать нормальную фотокарточку, они не хотят верстать презентации…»
11
Посмотрите на свой язык тела
Анна Шалашина
Продюсер
«Попросите друга записать вас на телефон или сами запишите. А потом посмотрите и проанализируйте свой язык тела: как вы стоите, что у вас делают руки».
12
Займите вторую руку
Илья Кожухарь
Актёр театра и кино. Тренер по психологии актёра
«Рука в кармане — самое худшее, что может быть. Жестикулируйте, сопровождая ваше выступление. Отработайте жестикуляцию на репетициях. Если не уверены в руке, возьмите ручку, пульт или что-то уместное».
13
Предугадайте вопросы экспертов
Сергей Корнихин
Продюсер, член Экспертного совета Министерства культуры РФ
«Набросайте 10−15 вопросов, сформулируйте в одно-два предложения ответы».

Визуал

Визуал
14
Сделайте новую презентацию перед очной защитой
Иван Кудрявцев
Продюсер, член Экспертных советов Министерства культуры и Фонда кино
«Есть презентации „с ногами“, предназначенные для чтения: они сами „ходят“ по кабинетам, почтовым ящикам, совещаниям, чатам в воцапах. В таких нужны понятные тексты. А есть презентации „с крыльями“, для устных выступлений, наглядные, с крутыми картинками, без текстов, максимум — с запоминающимися заголовками и точными подписями к ним. Вот такая вам нужна на очной защите. Она — как крылья у вас за спиной. Расправили — и вперёд!»
Павел Борейко
Совладелец и креативный директор креативного агентства RGBY. Куратор курса «Моушн-дизайн» в Британской высшей школе дизайна
«Ту презентацию, которую вы отправляли для прочтения, отложите в сторону и на питче не показывайте никогда. У вас должна быть презентация, которая поддерживает драматургию вашего выступления. И там должно быть меньше текста и больше смысла».
Александр Горохов
Основатель и директор студии визуальных эффектов CGF
«Не надо делать много некрасивых слайдов, сделайте мало красивых. Подумайте над вёрсткой, над оформлением. Если есть фирменный стиль, оформите в нём, в фирменных цветах, с логотипом — это всегда говорит о некой аккуратности. Культура производства начинается с первой документации. Если документация неряшлива, значит и всё остальное может быть таким же».
Алёна Сычёва
Продюсер анимационного кино, член Экспертного совета Министерства культуры РФ
«Одна из самых типичных ошибок, которые ужасно смотрятся на экране — огромное количество текста. Не тезисы, а прямо синопсис, десять строчек мелко написано. И вторая ошибка — говорящий начинает читать текст, буквально пересказывать».
Мария Готлиб
Программный директор Центра документального кино, член Экспертного совета Министерства культуры РФ
«Презентация это про упорядоченность мыслей в голове: насколько чётко структурирована мысль, насколько чётко структурирована идея, как можете нам наглядно показать, что вы будете снимать, о чём, как, какими способами, за какие деньги».
15
Добавьте ключевой образ
Павел Борейко
Совладелец и креативный директор креативного агентства RGBY. Куратор курса «Моушн-дизайн» в Британской высшей школе дизайна
«Ключевой образ есть некая метафора, некая идея, с которой будут ассоциировать ваш проект, которая позволяет вам запомниться. Какой ключевой образ у фильма „Оно“? Шарик» .
16
Ищите реалистичные референсы
Борис Машковцев
Директор киностудии «Союзмультфильм»
«Сравнивайте подобное с подобным, в том числе по масштабности и по сложности выделки. У всех есть желание сравниться, например, с Диснеем, но попытайтесь найти ещё какие-то референсы, до которых реально смогли бы дотянуться».
17
Уважайте труд других
Ясмина Бен Аммар
Директор дирекции маркетинга и внешних коммуникаций телеканала «Россия 1»
«Нужно быть очень аккуратными с фильмами, на которые ты ориентируешься и ни в коем случае не ругать их: „У меня идея фильма про ромашку, в прошлый раз ромашку сняли плохо, а я её сниму хорошо“. Ты ещё ничего не снял, чтобы себя зарекомендовать».
18
Не бойтесь повторять главное
Павел Борейко
Совладелец и креативный директор креативного агентства RGBY. Куратор курса «Моушн-дизайн» в Британской высшей школе дизайна
«Главное — донести главное. Человек запомнит 10−15% из того, что вы говорили. Сами для себя определите, что это за 10%. Не стыдно применить сержантский метод — повторить три раза: в начале, в середине и конце ключевые моменты, что выделяет вашу презентацию от остальных».
19
Объясните историю в 14 словах, двух — ключевых
Павел Борейко
Совладелец и креативный директор креативного агентства RGBY. Куратор курса «Моушн-дизайн» в Британской высшей школе дизайна
«Это максимум объём текста для синопсиса. И специально выделить для аудитории два главных слова».

Видеоролик

Видеоролик
20
Не делайте видеообращения для галочки
Алёна Сычёва
Продюсер анимационного кино, член Экспертного совета Министерства культуры РФ
«Правил нет. Но помните, что не надо тратить бесценные секунды на это представление, которое будет очень формальным и ничего ценного не даст экспертам, и может вызвать скорее негативную реакцию и раздражить. Если же художественный руководитель или актёр скажет что-то важное, если это будет оправдано, то делайте».
21
Снимайте всё что можно
Андрей Волгин
Режиссёр, руководитель трейлерхауса On/Off Pro
«Поехали на локации, взяли коптер, поснимали. Это уже контент. Пошли записывать музыку — взяли камеру, поснимали».
22
Попросите актёров сняться в ролике для питчинга
Иван Кудрявцев
Продюсер, член Экспертных советов Министерства культуры РФ и Фонда кино
«Если вы уже договорились, подписали кого-то на фильм, попросите сняться в паре сцен. Снимите их так, как задумывали сделать это в фильме».
23
Не получается снять? Попросите помощи иллюстратора
Александр Сержантов
Руководитель трейлерхауса Trailer Cola
«Нарисуйте эскизы, но не палка-палка-огуречик, а дайте художнику-иллюстратору показать какие-то сцены, а потом анимируйте с аниматором концепт-арты, добавив туда параллаксы или какое-то другое движение. Самое главное это передать атмосферу, эмоцию».

Техническая информация

Техническая информация
24
Проверьте соответствие файлов требованиям площадки
Елизавета Леванская
Продюсер постпродакшн Bazelevs, куратор подготовки материалов к питчингам Министерства культуры
«Например, презентацию министерство принимает в двух форматах: pdf и pptx. А видео — только в mp4. И даже формат mov может элементарно не открыться».
25
Сдавайте всё вовремя
Елизавета Леванская
Продюсер постпродакшн Bazelevs, куратор подготовки материалов к питчингам Министерства культуры
«Кажется, что это тоже очень просто. Но каждый год во время питчингов одних участников другие пытаются ворваться в аппаратную и попросить: замените. пожалуйста, мой файл, я за ночь переделал всё. Но у техников уже выстроен плейлист, параллельно идёт трансляция, и просто может сорваться как текущее выступление, так и ваше может пойти насмарку».
26
Вшивайте субтитры
Елизавета Леванская
Продюсер постпродакшн Bazelevs, куратор подготовки материалов к питчингам Министерства культуры
«Если в вашем ролике есть фрагменты, где говорят не по-русски — на бурятском, на башкирском, на якутском — желательно сделать субтитры и вшить их в изображение. И лучше субтитры сделать покрупнее и поярче».

Перед питчингом

Перед питчингом
27
Не пейте успокоительное или алкоголь
Станислав Зубов
Автор и ведущий тренингов по ораторскому мастерству и подготовке презентации
«Чего точно не стоит делать: не стоит пить коньяк, вы будете не в адеквате. Не надо пить и успокоительные. Вы будете не совсем адекватно оценивать ситуацию, и это будет бросаться в глаза».
28
Сделайте дыхательную гимнастику
Станислав Зубов
Автор и ведущий тренингов по ораторскому мастерству и подготовке презентации
«Делаете глубокий вдох, глубокий выдох и считаете, допустим, до четырёх. На 1−2-3−4 вдох, потом пауза, задерживаете дыхание, потом также на 1−2-3−4 выдох и снова на 1−2-3−4 пауза. Таким образом вы себя успокаиваете, это физиологический процесс. И пока ваш мозг занят вот этим счётом, вы не мучаете себя, а вдруг что-то пойдёт не так, что-то не получится, я не справлюсь и так далее».
29
Переключитесь
Илья Кожухарь
Актёр театра и кино. Тренер по психологии актёра
«Есть техника разминки, занимает четыре минуты. Первую минуту мы смотрим вокруг и называем негромко вслух все предметы которые видим. Второй этап: закрываем глаза и в течение минуты пытаемся услышать все звуки, которые вокруг. И фиксируем источники звука. Третья минута — трогаем. Ощупайте максимальное количество поверхности вокруг себя, постарайтесь внутренне зафиксировать качество этой поверхности. И четвёртая: концентрируемся на себе самих, на своём организме и пытаемся почувствовать все внутренние ощущения, которые у нас сейчас есть: где-то жарко, где тянет, где свербит, где щекочет. Так мы свой мозг переключаем на конкретные задачи. И у нас не остаётся времени на то, чтобы волноваться».
30
Напомните себе, кто вы есть
Егор Москвитин
Киножурналист
«Главное помнить, что ваша ключевая компетенция — не выступать на сцене. А быть рассказчиком. В киноиндустрии вы рассказываете историю для людей и про людей. Если это держать в уме, то общение с людьми — на сцене или питчинге — будет проходить комфортно».

Питчинг

Питчинг
31
Сэкономьте 40 секунд
Иван Кудрявцев
Продюсер, член Экспертных советов Министерства культуры РФ и Фонда кино
«Обычно все выходят на сцену по левой лестнице, потом проходят по всей сцене… Но в фойе минкульта есть кафе, за кафе есть вторая дверь в зал. Если вы воспользуетесь этой дверью, вы окажетесь у сцены справа от экрана. И когда я объявлю проект, вам останется подняться, и вы уже на точке. Проще говоря: всегда полезно заранее осмотреться в зале, где вы будете выступать, вдохнуть воздух места, „пощупать“ его ногами».
32
Зовите на сцену минимум людей
Сергей Корнихин
Продюсер, член Экспертного совета Министерства культуры РФ
«Вам надо прочитать текст, показать презентацию и какой-то видеофрагмент, у вас только на представление и передавание слова другому человеку уйдут драгоценные секунды. Поэтому лучше, если на сцене стоят 1−2 человека».
33
Завоюйте экспертов в первые 20 секунд
Алёна Сычёва
Продюсер анимационного кино, член Экспертного совета Министерства культуры РФ
«В первые 20 секунд нужно сказать что-то такое, чтобы захватить наши сердца. Что „однажды проснулся, и понял: жизнь проходит мимо. И таких, как я — миллионы. Поэтому решил снять это кино, которое поможет таким как я найти себя в жизни“. Эти 20 секунд должны стать стартом для дальнейшего интересного рассказа или даже разговора с залом».
34
Рассказывайте тему, а не сюжет
Дмитрий Давиденко
Продюсер, руководитель департамента кинематографии и цифрового развития Министерства культуры РФ
«Не нужно пересказывать всю историю, весь свой сценарий, потому что люди в экспертном совете уже прочли его, они знают, про что эта история».
Сергей Ильин
Режиссёр фильма «Страсти по Матвею» («Приз ведущего» за лучшую защиту на питчинге Минкульта в 2021 г.)
«Сюжет ты всё равно пересказать не успеешь, а тему фильма успеешь донести. И именно тема остаётся внутри людей».
35
Расскажите КАК вы это сделаете
Галина Сыцко
Заместитель директора департамента кинематографии и цифрового развития Министерства культуры РФ, заместитель председателя Экспертного совета
«Самая большая беда, когда рассказывают про важность и актуальность темы, но не рассказывают, как это будет реализовываться. Про каких-то выдающихся личностей и про важные события мы уже знаем, расскажите, как вы про них расскажете».
36
Найдите, чем отличиться
Владимир Головнёв
Режиссёр, сценарист, продюсер, член Экспертного совета Министерства культуры РФ
«Очень важно рассказать чем вы, как режиссёр, интересны, и чем вы отличаетесь. Если тема вашего фильма не нова, то какой ваш новый взгляд? Какой у вас новый подход? Где ваша изюминка? Обозначьте самые главные точки, ключевые преимущества, которые у вас есть. Это может быть жизненный опыт, которого у меня нет, а есть только у вас. Какой-то образ жизни, который вы ведёте, а я о нём ничего не знаю, но вы расскажете о нём намного лучше, потому что вы там внутри».
37
Горите своим фильмом
Мария Готлиб
Программный директор Центра документального кино, член Экспертного совета Министерства культуры РФ
«Очень подкупает тот кураж и тот задор, когда ты видишь, насколько человек влюблён в свой проект. И он влюбляет тебя в него. Даже если герои могут показаться какими-то странными или несимпатичными, но ты видишь, что человек горит этим фильмом, это подкупает».
Катерина Михайлова
Продюсер, генеральный директор «Вега Фильм»
«Личная увлечённость и страсть к проекту — они обязательны».
38
Превратите питч в фильм
Алёна Сычёва
Продюсер анимационного кино, член Экспертного совета Министерства культуры РФ
«Если это комедия, то автор шутит. Если это драма, то он драматично подаёт. Если это ужастик, то он нагнетает саспенс. То есть питч должен быть самостоятельным художественным произведением, в котором должна быть завязка, развитие, кульминация, развязка».
39
Переложите ответственность на «другого»
Илья Кожухарь
Актёр театра и кино. Тренер по психологии актёра
«Представьте, что вместо вас выступает кто-то другой: Стив Джобс, Тони Старк или может быть Бэтмен. Найдите образ, который соответствует вашим задачам, вашему выступлению. Но сделать это нужно заранее, на стадии подготовки. Примерьте 2−3 образа, снимите себя на телефон. Этот приём не только помогает освободиться от зажима, но и обогащает арсенал презентации».
40
Продавайте — себя!
Сергей Ильин
Режиссёр фильма «Страсти по Матвею» («Приз ведущего» за лучшую защиту на питчинге Минкульта в 2021 г.)
«Продавать надо не столько историю, сколько себя в контексте в этой истории. Потому что историй множество, а людей чуть меньше. И экспертный совет хочет увидеть что это за новые лица стучатся в эту дверь. Важно рассказать не только что за фильм я хочу снять, но и кто я такой».
Клим Шипенко
Продюсер, режиссёр
«Часто бывает, что режиссёр питчингует идею, и может быть сама идея продюсерам не нравится, или не подходит, или не близка. Но они режиссёра зовут работать, потому что им энергия его понравилась».
41
Формулируйте кратко
Борис Машковцев
Директор киностудии «Союзмультфильм»
«Очень часто авторы начинают пересказывать сюжет, а когда ты спрашиваешь, в чём идея, на кого эта идея рассчитана, то в этот момент возникает неловкая пауза».
42
Не говорите цифры
Наталья Мокрицкая
Продюсер, режиссёр, Генеральный директор «Москино», член Экспертного совета Министерства культуры РФ
«Очень много людей цифры на слух плохо воспринимают. Не говорите цифры, не говорите бюджеты, покажите их на картинке».
43
Говорите то, о чём знаете
Наталья Мокрицкая
Продюсер, режиссёр, Генеральный директор «Москино», член Экспертного совета Министерства культуры РФ
«Если вы знаете молодёжную субкультуру, говорите о ней. Но не говорите об истории старообрядчества в Аргентине. Не придумывайте. Только то, о чём знаете. Потому что это очень чувствуется. Малейшая фальшь, „понты“ считываются. Говорите правду».
44
Шутите
Наталья Мокрицкая
Продюсер, режиссёр, Генеральный директор «Москино», член Экспертного совета Министерства культуры РФ
«Очень не хватает юмора на питчингах. Попробуйте шутить, попробуйте дать чистую эмоцию».
Владимир Головнёв
Режиссёр, сценарист, продюсер, член Экспертного совета Министерства культуры РФ
«Если человек способен про эту тему легко говорить, шутить, значит, он в ней лёгок. Значит, он также легко будет снимать, также легко будет общаться с представителями той среды. Юмор — это показатель очень хорошей подготовленности».
45
Рассказывайте не одному человеку, а всему залу
Илья Кожухарь
Актёр театра и кино. Тренер по психологии актёра
«Есть такой театральный трюк: представьте, что у вас от солнечного сплетения тянутся ниточки к каждому человеку в зале. Почувствуйте эту незримую связь. Потом чуть-чуть расфокусируйте зрение, хотя бы на время. И вы будете общаться как бы со всем залом целиком».
46
Найдите уверенность в себе
Клим Шипенко
Режиссёр, продюсер
«Эксперты — это тоже люди, у них есть свои вкусовые пристрастия. И не факт, что они — твоя аудитория. Иногда продюсеры и эксперты меняются во мнении о проекте: сначала они его не видят, а потом посмотрят и говорят: „Да, я этого не увидел тогда, я был неправ“. Они ошибаются, все ошибаются. Но ты должен быть уверен в своём видении».
47
Не спорьте
Дмитрий Якунин
Заместитель исполнительного директора Фонда поддержки регионального кинематографа
«Были случаи, когда молодые кинематографисты очень спорили с экспертами. Эксперты на самом деле давали совет, как правильно реализовать проект, а режиссёр очень рьяно дискутировал и показал свою некомпетентность в том числе».
48
Не знаете ответ на вопрос — не врите
Сергей Корнихин
Продюсер, член Экспертного совета Министерства культуры РФ
«Если не знаете, что сказать, скажите честно, „ох, меня этот вопрос застал врасплох. Это очень интересный вопрос, я подумаю, и это как-то улучшит мой проект, это даст мне новую пищу для размышлений“. Это не экзамен, где есть правильный ответ на какой-то подковыристый вопрос».

После питчинга

После питчинга
49
Получите обратную связь
Екатерина Филиппова
Продюсер, член EFA (Европейская киноакадемия) и ACE (Международная ассоциация европейских продюсеров)
«Надо не стесняться и подойти к экспертам и адресно задать вопрос: что было не понятно, что понравилось, что не понравилось. Не стесняйтесь это записать. И у вас будет дайджест того, что не хватило, чтобы выиграть. Возможно это вообще не ваш проект. Так бывает».
Иван Кудрявцев
Продюсер, член Экспертных советов Министерства культуры РФ и Фонда кино
«Найдите контакты экспертов. Но будьте готовы к тому, что это „холодный обзвон“. Вы напишете 15 людям, из них ответят вам 2−3. Но они дадут вам что-то очень ценное».
50
Уверуйте в плюсы
Екатерина Филиппова
Продюсер, член EFA (Европейская киноакадемия) и ACE
«Участие в питчинге всегда даёт плюс, всегда. Как минимум, это публичность. Да и сам факт попадания на питчинг, что твой проект выбрали — это уже плюс. Не только в карму, но и в корзину будущих успехов».
51
Прислушайтесь к мнениям
Катерина Михайлова
Продюсер, генеральный директор «Вега Фильм»
«С одним моим проектом мне было важно получить отклик, и главный отклик был — идите на платформы. И из этого проекта в итоге произошла трансформация в сериал. Питчинг дал мощный толчок».
52
Корректируйте
Иван Кудрявцев
Продюсер, член Экспертных советов Министерства культуры РФ и Фонда кино
«Зал питчинга — это огромное зеркало, само по себе неточное (точных не бывает), но первое из „больших зеркал“, в которых вы видите отражение своего проекта, первые искажения, которые могут возникать. Это позволяет скорректировать исходные ваши сигналы: если видите, что какие-то идеи, тезисы, приёмы, формы подачи воспринимаются не совсем корректно, то попробуйте переформулировать, переделать, и тогда на следующем „витке“ всё получится. Этот опыт сделает ваш проект в любом случае сильнее и позволит ему выиграть. Пускай с новой попытки и в другом месте».
53
Правильно отнеситесь к происходящему
Иван Кудрявцев
Продюсер, член Экспертных советов Министерства культуры РФ и Фонда кино
«Министерство культуры — не единственное место, где дают субсидии. Есть ещё Фонд кино, ИРИ, Кинопрайм, Фонд поддержки регионального кино, фонд Минобороны, видеоплатформы, телеканалы, студии, наконец — встречи с актёрами, продюсерами операторами, с которыми вы мечтаете поработать. Всех надо убеждать, всем надо продавать проект. Здоровый фильм проходит множество питчингов на этапе рождения, и не все они обязаны быть победными. Но все они — на пользу».