Одно из самых важных обществ в истории русского
авангарда появилось в
Москве в конце 1911 года. Художники, в работах которых чувствовалось влияние французских
импрессионистов, еще зимой 1910 года провели на Воздвиженке выставку, которая так и называлась —
«Бубновый валет». Она представила публике яркую абстрактную живопись, наполненную светом и цветом, за что ее участники позже получили прозвище «московские сезаннисты». Их работы кардинально отличались от привычного отечественного искусства, поэтому многие посетители экспозиции были возмущены. Но новаторское искусство нашло и сторонников. Например, писатель
Максимилиан Волошин писал:
«На «Бубновом валете», конечно, есть много вещей pour epater (с фр. «чтобы ошеломить». — Прим. автора), много наивных подражаний наиновейшим образцам, много неверных теорий, заводящих в живописные тупики, но вместе с тем — много действительно талантливости и «веселого ремесла», а главное — молодости». Концепция и деятельность В «Бубновый валет» вошли Давид Бурлюк, Петр Кончаловский,
Аристарх Лентулов, Роберт Фальк, Наталия Гончарова и другие авангардисты. Само название придумал Михаил Ларионов. Оно отсылало к молодости участников (валет — юноша), а также к азартным играм и мошенничеству. Так одним своим названием «валеты» бросали вызов «общественному вкусу» и предшественникам — изысканной и утонченной «Голубой розе».
Но очень быстро в обществе произошел раскол: группа художников под предводительством Ларионова была против следования традициям французского постимпрессионизма и
кубизма. В финальный состав «Бубнового валета» живописцы, тяготеющие к кубофутуризму,
абстракционизму и
примитивизму, не вошли. Они создали собственное объединение — «Ослиный хвост». Их эстетика была основана на сочетании традиций европейской школы с русским народным и наивным искусством. Противостояние двух художественных объединений пресса окрестила «войной хвостов и валетов».
Председателем правления «Бубнового валета» выбрали Кончаловского, а секретарем — Машкова. В обществе были и почетные члены: поэт
Валерий Брюсов, художник
Василий Суриков, коллекционеры
Иван Морозов и
Сергей Щукин.
Художники привлекли к своей деятельности
поэтов-футуристов и стали проводить чтения в Политехническом музее. Ни один диспут не обходился без скандала. Так, однажды
Илья Зданевич призвал сжечь музеи и библиотеки, провозгласил смерть любви и предложил свергнуть луну:
«Долой праздную и глупую луну — мать меланхолии, лени, властительницу символистов, от великого Верлена до великого Бальмонта!» Владимир Маяковский сорвал диспут, требуя выступления без очереди и называя братьев Бурлюков
«кучкой, размазывающей слюни по студню искусства». Режиссер Михаил Бонч-Томашевский хотел успокоить в запале кричащего Михаила Ларионова и постучал того по плечу. Художник, разгоряченный накалившейся обстановкой, замахнулся на Томашевского железным звонком, которым давали сигнал о начале диспута.
«Начали водворять порядок. В это время из комнаты позади эстрады вылетает какой-то субъект и кричит:
— Господа, Ларионов ударил меня звонком, а я дал ему два раза по морде! Гром аплодисментов. Сейчас же появилась оттуда же художница Гончарова, тоже участница «Мишени».
— Милостивые государи и милостивые государыни, — размеренно заявляет она, — вы стадо баранов!
— Вон, долой! — загрохотал зал.
Этим «диспут» и закончился».
«Грандиозная драка на диспуте футуристов». «Московский листок». № 70, 1913 Распад Состав «Бубнового валета» непрерывно менялся. Летом 1913 года объединение покинул Бурлюк, весной 1914-го из него исключили
Малевича и Моргунова. Правда, спустя два года Малевич вернулся и сразу вошел в правление. Через несколько дней из состава группировки вышли семь человек под предводительством
Владимира Татлина, у которого давно назрел идеологический конфликт с Малевичем. За ним ушли Куприн, Лентулов, Фальк и
Рождественский.
Эти изменения отражались и на выставках общества. Они становились то более радикальными, то более ориентированными на европейскую живопись. В результате «Бубновый валет» распался в декабре 1917 года, сразу после закрытия последней экспозиции. Одни художники перешли в
«Мир искусства», другие — в группу «Бытие», третьи — в Общество московских художников.