ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ
О РОССИЙСКОМ КИНО?

ОТ ПЕРВОГО ФИЛЬМА ДО ПЕРЕСТРОЙКИ
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ
О РОССИЙСКОМ КИНО?
ОТ ПЕРВОГО ФИЛЬМА ДО ПЕРЕСТРОЙКИ
История российского кино началась более века назад — с первых документальных опытов бывших фотографов, быстро освоивших операторское мастерство, и первой игровой ленты под названием «Понизовая вольница» («Стенька Разин»), снятой в 1908 году.
История российского кино началась более века назад — с первых документальных опытов бывших фотографов, быстро освоивших операторское мастерство, и первой игровой ленты под названием «Понизовая вольница» («Стенька Разин»), снятой в 1908 году.

От «великих немых» до первых звуковых

От «великих немых» до первых звуковых
Автор «Понизовой вольницы» — человек и пароход Александр Дранков. Азартный и амбициозный фотограф, открывший свое собственное киноателье и снимавший как хронику с участием царской семьи и Льва Толстого, так и первые художественные фильмы и даже кинорекламу.
С этого момента слова «Камера! Мотор!» звучали с завидной частотой. От шедевров Сергея Эйзенштейна, Якова Протазанова, Александра Довженко, Льва Кулешова и других «великих немых» до первых звуковых. Примечательно, что отечественный кинематограф и заговорил, и обрел цвет стараниями одного и того же человека — Николая Экка, снявшего в 1931 году «Путевку в жизнь», а в 1936-м — «Груню Корнакову».
Одновременно с художественным и документальным кино, то есть еще до революции, родилась и российская анимация. Впрочем, первым настоящим мультфильмом принято считать «Советские игрушки» Дзиги Вертова (1924). Дальнейшая история мультипликации неразрывно связана с именами пионеров Ивана Иванова-Вано, сестер Брумберг, Ольги Ходатаевой — художников-постановщиков анимационных сказок, экранизаций произведений Чуковского, Маршака, Сергея Михалкова, основателей «Союзмультфильма». А также с Уолтом Диснеем, который прислал в 1935 году копию своего мультфильма про Микки-Мауса на первый Московский кинофестиваль — и совершил тем самым настоящую революцию в советской анимации.

30-е годы

30-е, звуковые, годы стали в кино эпохой торжества соцреализма, пришедшего на смену киноэкспериментам и свободному (даже если и откликающемуся на идеологические запросы) авангардному российскому кино начала века. Режиссерам приходилось подстраиваться: самым великим удавалось сочетать собственные художественные искания с «политикой партии» — например, «королю комедии» Григорию Александрову и его музе Любови Орловой, с именами которых связано рождение не только нового жанра, но и приход на экраны музыки.

40-е годы

Следующее десятилетие — 40-е — самое тяжелое в истории как страны, так и советского кинематографа. Война не остановила кинематографистов, хотя и стала причиной начала эпохи так называемого малокартинья, но изменила жанровую и тематическую направленность их работы.

50-е годы

Во второй половине 50-х, с началом оттепели, советское кино пережило, можно сказать, второе рождение. Фильм «Летят журавли» Михаила Калатозова принес стране первую и пока все еще единственную победу на Каннском кинофестивале.
Тогда же дебютировали Григорий Чухрай и Марлен Хуциев, свои «Девять дней одного года» снял Михаил Ромм. На экранах снова можно было смотреть комедии, совсем другие, снятые Леонидом Гайдаем, Эльдаром Рязановым, Георгием Данелией, сказки…
…и экранизации литературной классики. В том числе и «Войну и мир» Сергея Бондарчука — картину, получившую премию «Оскар».

60-е годы

Именно в 60-е свои первые шедевры — «Иваново детство» и «Андрей Рублев» — снял Андрей Тарковский.
А Юрий Гагарин полетел в космос — футуристические мечты о космосе стали реальностью.
Оттепель закончилась и для страны, и для отечественного кино в 1968 году, одновременно с вводом советских войск в Чехословакию.

70-е годы

Несмотря на то что многие фильмы 1970-х легли на полку, а другие если и выходили, то крошечным количеством копий, некоторые шедевры все-таки добирались до экранов — речь о фильмах, которые стоит посмотреть всем, режиссеров Глеба Панфилова, Василия Шукшина, Никиты Михалкова, Ролана Быкова. Именно в эти годы на экраны вышла картина «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова, получившая в итоге «Оскар». Продолжали снимать свои кассовые комедии и Гайдай, и Данелия, и Рязанов. А зрители шли в кинотеатры не столько на фильмы, сколько на имена — Андрея Миронова, Анатолия Папанова, Людмилу Гурченко, Евгения Леонова, Юрия Богатырева, Александра Кайдановского.

80-е и 90-е годы

Перестроечные 80-е, а потом и 90-е оставили за бортом не только многих режиссеров, но и, кажется, наработанный ими за многие годы киноязык. Первая либеральная волна сняла с полки многие долгое время запрещенные советские фильмы, вместе с «Ассой» Сергея Соловьева с экранов зазвучал рок.
Эта же волна, впрочем позднее, вынесла на берег огромное количество чернухи и низкопробного жанрового кино, так что зрители все больше предпочитали выросшие на просторах родины как грибы после дождя видеосалоны, где с кассет крутили западные блокбастеры. Интерес к отечественному кино внутри страны угас, зато зарубежные кинофестивали, наоборот, с радостью принимали в свои программы российские фильмы — призы получали картины Киры Муратовой, Никиты Михалкова, Глеба Панфилова, Павла Лунгина.
Смотрите лучшие фильмы бесплатно онлайн на портале «Культура.РФ»
Главная фотография: кадр из художественного фильма Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука» (1968)