В современных реалиях трансформация традиций является основным фактором становления хореографического жанра в Иркутской области. Изучение бытовых и ритуальных танцев неотрывно связанно с сокровищницей духовного опыта прежних поколений. Для дальнейшего развития сибирской хореографической культуры необходимо сохранить оставленное нам наследие. В Сибири оно интересно тем, что вобрало в себя различные национальные черты и оттенки, сибирский танец отличается сочетанием талантливой импровизации с народной традицией. И когда мы говорим о сибирском народном творчестве, прежде всего мы отмечаем, что является результатом деятельности всех народов, заселявший край — Сибирь очень многонациональная. Поэтому, все хореографические коллективы Иркутской области, занимающиеся народными танцами, бережно хранят наследие, воспитывая уважение и трепетное отношение, любовь к родному краю у подрастающего поколения.
Большая часть коллективов Иркутской области посвящают своё творчество изучению и сохранению сибирского фольклора, а также танцам коренных народов Иркутской области — эвенков, бурят, тофаларов, акцентируя внимание на региональных особенностях, среди которых география местности, особенности костюма, характер музыки, исторические и социальные условия, под влиянием которых сложился образ, характер, стиль, манера того или иного танца.
В 1972 году начал своё творчество народный ансамбль тофаларского танца «Дыырак-Ибилер», что в переводе означает «быстроногий олень», в посёлке Алыгджер Нижнеудинского района, где проживает уникальный народ Иркутской области —
тофалары. В репертуаре коллектива хореография национальных тофаларских танцев с традиционной манерой исполнения. Аналогов этому коллективу до сих пор нет. Неповторимый, яркий, темпераментный ансамбль создала легенда хореографии Иркутской области — Заслуженный работник культуры Российской Федерации, хореограф, режиссёр, исследователь, поэт Н. П. Перфильева.
В 1981 г. Г. и В. Мурашкины, продолжатели школы Н. П. Перфильевой, организовали ансамбль песни и танца «Ангара». Визиткой коллектива стала одноименная вокально-хореографическая постановка на музыку сибирского композитора Владимира Шульги, стихи Н. П. Перфильевой «Ангара». Все постановки основаны на местном фольклоре и знаниях национальной культуры, в которых она развивала традиции, возрождая в исполнителях чувство любви к своей родной земле, связи со своим народом…
Замечательный иркутский коллектив «Колокольчики» вот уже 35 лет знакомит зрителей с самобытностью народного танца, используя всё богатство и разнообразие красок сибирского народного танца. Его руководители — Е. Стафеева, ученица Н. П. Перфильевой, и И. Халеев, ученик О. Г. Кешишьянца, — прививают в воспитанниках любовь к своей малой Родине, к сибирскому краю через осмысление природы народного танца. В репертуаре «Колокольчика» многие танцы связаны с темой нашего региона: «Иркутяночка», «Перетопы», «Иркутская круговерть», «Глазковская полька», «Зима в Иркутске», «Утушки». Все эти авторские композиции помогают глубже понять, насколько прекрасна наша малая Родина.
Мы живём в Сибири, где освоение танцевального наследия эвенков способствует приобщению к богатству танцевального и музыкального творческого наследия, даёт возможность проникнуть в истоки зарождения Сибири, в образную сущность культуры этого коренного народа Прибайкалья, живущего бок о бок с другими народами испокон веков. В настоящее время достаточно активно ведётся работа по изучению народного быта, традиций, обрядов, песенного и танцевального фольклора эвенков. Эвенкийская пластика сильно отличается от пластики движений других народов Восточной Сибири, она — динамичная, темпераментная. Почти во всех эвенкийских танцах четко выявляется собственный фольклорный пласт. В Иркутской области в некоторых муниципальных образованиях, где проживают по сей день эвенки, созданы различные национальные центры, на базе которых существуют замечательные самобытные коллективы эвенкийского танца, национальные ансамбли, которыми руководят профессиональные хореографы и хормейстеры, создающие авторские песенно-танцевальные и музыкальные произведения с использованием народных традиций. Два эвенкийских коллектива имеют звание «образцовый»: это ансамбль танца «Дылачакан», руководитель О. Сычигир, с. Ербогачен Катангского района, народный ансамбль песни и танца «Осиктакан» руководитель В. Хорищенко, с. Вершина Тутуры Качугского района.
Ещё одним уникальным и замечательным коллективом — народным ансамблем танца «Глубинка» — вот уже 25 лет бессменно руководят безгранично талантливые люди, фанатично преданные народной культуре Т. и В. Ручины. Главным приоритетом в их работе является сохранение и преумножение национально-культурного богатства Восточной Сибири. При этом во всех постановках видны глубокое погружение в народные традиции и бережное отношение к фольклору, особое внимание уделяется танцевальному наследию Прибайкальских и Забайкальских казаков. Гордостью ансамбля являются танец старообрядцев Сибири «Семейские гуляния», казачьи плясы «Станица», «Забайкальская плясовая».
В танцевальных постановках народного ансамбля танца «Палитра»
Иркутского областного колледжа культуры (руководитель О.В. Горина) удаётся передать в исполнении характерное для Сибири чувство собственного достоинства. Особенно хороши образы сибиряков в хореографических постановках «Предбайкальские плясцы», «Иркутские гуляния», «Пляс прибайкальских казаков». В репертуаре есть интегрированные русско-бурятские композиции «Мой край», «Славное море Байкал».
Во всех муниципальных образованиях Иркутской области, где проживают буряты, существует множество фольклорных, хореографических коллективов. Подобное обстоятельство обеспечивает бурятскому народному танцу удивительную сохранность в национальной культуре, как феномена, хранящегося в коллективной памяти. Ко всем хореографическим произведениям, транслирующие духовное наследие бурятского народа в эти коллективы подходят с благодарностью к своим корням, к своим предкам, которые вложили в них свою генетику, дарования и таланты.
Хореографическая культура находится в непрерывном развитии, она обогащается современными достижениями, в ней появляются новые направления и виды, но при этом она сохраняет наследие прошлых эпох — все духовные ценности нашего народа, которые представляют собой источник информации о зарождении и развитии национальной культуры Сибири, а также имеют огромное значение для самобытности народа и, несомненно, являются вкладом народа в отечественную и мировую культуру.