Детские песни нганасан
Повсеместно в местах проживания нганасан (Таймырский муниципальный район, поселки Усть-Авам, Волочанка, Новая, город Дудинка) бытуют детские песни — нюо балы (переводится как «детская песня» или «ребенка песня»).
Нюо балы — именная песня ребенка, сочинялась родителями специально для каждого из детей. В прошлом, возможно, нюо балы были обрядовым жанром, магическим «именным оберегом» для ребенка (об этом свидетельствуют тексты некоторых песен). В настоящее время исполнение детской песни вызывается необходимостью приласкать, развлечь, поиграть с ребенком с помощью специальной, предназначенной для него песни. «Игра» слогами уменьшительного имени ребенка и асемантическими слогосочетаниями забавляет, развлекает детей (поэтому Тубяку Костеркин называл нюо балы «песнями-игрушечками»). Особенных условий исполнения или запретов на исполнение детских песен не выявлено, они являются частью повседневного семейного быта.
Детские песни могут исполнять как мужчины, так и женщины: родители младенца, его дедушки или бабушки. Детские песни в основном поют в веселые, счастливые, игривые минуты. Эти песни — своего рода игрушки, забавы для детей, служащие для их музыкального воспитания. Иногда родители, удерживая на своих коленях детей первых лет жизни, дают им попрыгать и в такт этого подпрыгивания напевают незатейливую мелодию. Когда в дом приходят гости, то родители от имени ребенка могут спеть им что-нибудь на мотив детской песни (Аудио 06 — «Песня Деркуптиэ»).
Нюо балы сочиняются для каждого ребенка его родителями специально и являются, по всей видимости, напевами-формулами, первоначально возникшими из наблюдений над повадками и походкой дитя, первыми произнесенными им звуками и словами. Процесс создания песни имеет сходство с выбором имени ребенку. Песню не создают сразу же после рождения ребенка, а ждут, пока выяснится его характер и природные свойства, что обычно и отражается в содержании коротких и немногословных песен.
Очень часто текст песни представляет «обыгрывание» уменьшительного имени ребенка или первых произнесенных ребенком слогов и слов (своего рода добродушное «передразнивание», которое вызывает улыбку у окружающих).
Краткий напев-формула часто характеризует особенности движения ребенка (например, «покачивающуюся» походку) или возникает из подражания первым словам ребенка и его интонациям.
Именные детские песни исполняют как мужчины, так и женщины, удерживая ребенка во время пения на коленях, покачивая его в такт пению (или давая ребенку попрыгать), улыбаясь и смеясь вместе с ним. Обычно детские песенки поются сольно без сопровождения фоноинструментов.
В настоящее время жанр детских песен практически вышел из употребления из-за доминирования русского языка в современных молодых семьях. Родители перестали сочинять детские песни на нганасанском языке. Однако, известны яркие образцы именных детских песен благодаря ранее сделанным фольклористами записям.