«Территория»

На экраны вышел фильм «Территория» — экранизация одноименного романа Олега Куваева, вышедшего в 1975 году. Сам Куваев — геолог, геофизик и писатель. Роман, основанный на личном опыте писателя, был переведен на 15 языков, и выдержал 30 изданий, последнее из которых было приурочено к выходу фильма.
«Название Территории, даже само решение попасть туда, служит гарантией приключений. Это страна мужчин, бородатых «по делу», а не велением моды, страна унтов, меховых костюмов, пург, собачьих упряжек, морозов, бешеных заработков, героизма — олицетворение жизни, которой вы, вполне вероятно, хотели бы жить, если бы не заела проклятая обыденка. Во всяком случае, вы мечтали об этом в юности».
Олег Куваев (1934–1975)
О романе:
«Я прочел роман, когда он только появился. Тогда не было возможности снимать, я не занимался режиссурой, да и технически этот проект осуществить было сложно. Если бы я начал снимать фильм раньше, то процесс работы был бы тот же, но, в любом случае, в каждый момент жизни ты по-своему видишь предмет художественного исследования, все-таки возраст, все-таки опыт. То, что я делаю сегодня, должно быть ко времени.
Эта экранизация была важной для меня. Конечно, по пути возникали волевые установки, необходимо было сделать техническую работу, мы старались сделать ее правильно, с теми ресурсами и людьми, которые были в данный момент привлечены к проекту».
О съемках:
«Как говорит один из наших героев: «То не было погоды, то не было самолета». Всегда мы живем в реальных обстоятельствах, и они диктуют свои правила. Мы организовывали сложные экспедиции, и нам нужны были и деньги, и время. Казалось, что это можно сделать гораздо быстрее, но на деле вышло наоборот. Но мы ни на минуту не останавливались, все время работали, так что картина сделана в реальные сроки».
Александр Мельник, режиссер
«Самое яркое воспоминание — это когда я должен был идти очень высоко, по хребту между двумя скалами. А вокруг летал вертолет с оператором, который снимал. Ну, во-первых, я потом только подумал, что меня легко могло сдуть. Но главное — хотя я понимал, что вертолет рядом, — это ощущение абсолютного одиночества. Когда ты один, ничем не прикрытый. На хребте. Это заставляет о многом задуматься».
Константин Лавроненко, исполнитель роли Ильи Чинкова
«В фильме снимались всего три женщины: Ксения Кутепова (журналистка Сергушова), Ольга Красько (Люда Голливуд) и актриса Якутского драматического театра Тамара Обутова (Тамара). «Женщины в нашем кино — это настроение той эпохи. Без них не может быть этого геологического романса».
Егор Бероев, исполнитель роли Владимира Монголова
«Все свое детство я провела в походах на Кавказе и в Туркмении. Ходила с тяжеленным рюкзаком за плечами и карабкалась по очень опасным склонам со специальным оборудованием. Поэтому меня было сложно чем-то напугать. На съемках «Территории» мне не было страшно или непривычно, наоборот, все казалось слишком цивилизованным и красивым даже в тех условиях, которые были. Рядом были потрясающие мужчины — и из нашей съемочной группы, и из команды МЧС, — которые проявляли чудеса галантности, поэтому страшно не было. Вероятность того, что я когда-нибудь попаду в такую же романтику, практически нулевая. И там, где была я, вряд ли кто-то еще побывает. Этим работа в «Территории» и прекрасна».
Ольга Красько, исполнительница роли Люды Голливуд
Литературный критик и писатель, лауреат «Большой книги» Павел Басинский (рецензия на фильм «Территория», опубликованная в «Российской газете»):
«Зря вы насчет героики. Это не героика, а несправедливость. Работа наша легче работы любого колхозника. Денег мы получаем в несколько раз больше. Я за месяц получаю столько, сколько мать получала за полгода. Справедливо? Еще вдобавок про нас песни поют, книжки пишут, по радио говорят».
Эти слова принадлежат герою культового романа Олега Куваева «Территория», написанного в 1973 году, за два года до смерти автора. В «Википедии» о нем говорится так: «советский геолог, писатель». В такой именно последовательности. Действительно, профессиональной родиной Олега Куваева была геология. Притом что отношения с ней складывались у него непросто.
Он родился на железнодорожной станции Поназырево Костромской области (отец по профессии — телеграфист, арестован по обвинению в «антисоветской деятельности», но чудом избежал лагерей; мать — учительница начальной школы). В 1958 году окончил Московский геологоразведочный институт, за годы учебы побывал в экспедициях на Тянь-Шане, в Киргизии, в верховьях Амура. Будучи студентом-дипломником, попал на Чукотку, работал в районах бухт Провидения и Преображения (названия чего стоят!). Добился распределения на Чукотку и три года проработал начальником партии в поселке Певек на берегу Чаунской губы. По-видимому, Певек и стал источником собирательного образа Поселка в романе «Территория». Вообще об источниках и прототипах романа много спорили. Автору приходило множество писем от людей, которые узнавали себя и своих товарищей в его героях. Что-то подобное было с книгой Владимира Богомолова «В августе 44-го». И это верный признак не только достоверности литературного произведения, но и его, если можно так выразиться, Большой Правды, то есть правды не какой-нибудь частной жизни, но жизни огромной страны. С этой точки зрения Куваев был, конечно, в самом хорошем смысле слова советским писателем. Сегодня подобные произведения, наверное, уже невозможны.
На днях на широкий экран вышел фильм Александра Мельника по роману Куваева «Территория» с Константином Лавроненко и Егором Бероевым в главных ролях. В «Российской газете» его показали еще в феврале, и тогда Юрий Лепский писал: «Если бы плотность населения в Москве была такая же, как плотность населения в куваевской «Территории», то в пределах Садового кольца проживали бы тридцать семь человек».
Это многое говорит о той стране, «которую мы потеряли» и о которой сейчас ностальгируем часто совсем не по делу. Но в чем, безусловно, была восхитительная особенность этой потерянной страны, так это в свободе передвижения. «Мы жили в стране гигантских пространств, где однажды можно было плюнуть на все и просто уехать из своей Москвы или Урюпинска на Север, на восток, на северо-восток. Так, кстати, поступали многие и до выхода романа Куваева, а уж после выхода!..» — пишет Юрий Лепский.
Что было после выхода романа, знаю по своему личному опыту. Когда я учился в Саратовском государственном университете на филолога, то по счастливому выбору судьбы жить в общежитии мне пришлось с геологами. Пожалуй, это было лучшее время в моей жизни. Во всяком случае, это был самый интересный круг общения. Образ геолога я бы обрисовал так: это романтик, способный руководить бичами. И хотя у геологов принято открещиваться от романтического представления о своей профессии, романтиками они были и романтиками, надеюсь, остаются.
Так вот: очень многие из этих скептических романтиков пришли в профессию благодаря роману Олега Куваева. Они любили этот роман самозабвенно. Собственно, поэтому и я его прочитал. И, прочитав, чуть не пожалел о выборе своего ремесла.
Что-то в этом романе было магическое. Что-то магическое было в его названии — «Территория». И уж конечно, немаловажную роль играло то, что герои романа искали золото. Как герои Джека Лондона. В то же время как-то совсем иначе. Для героев Джека Лондона найти золото было символом начала новой жизни, во всяком случае — мечтой о новой жизни. Для героев Олега Куваева это и была сама жизнь. Золото принадлежало государству, а Территория была исключительно их личным пространством. Пространством свободы выбора. Отсюда было просто уехать. Здесь тебя никто не держал. Сюда тебя никто не звал. Добиться славы, какой-нибудь там Государственной премии, можно было не раньше, чем после двух инфарктов. На которые не нужно было обращать внимания.
Поразивший меня смысл романа был не в том, что человек дороже золота. Это банальная мысль. Поразивший меня смысл заключался в том, что в жизни есть ценности, которые дороже человеческой жизни. Герои Олега Куваева не любили говорить об этих ценностях, но они знали о них.
Фильм Александра Мельника — уже вторая экранизация знаменитого романа; первая была в 1978 году (режиссер Александр Сурин). Сегодня фильм вызывает сложные чувства. Он и прекрасен в своей красоте, прежде всего человеческой, а уже потом — красоте природы. И в то же время о нем не скажешь: вот фильм, который мы ждали! Кто ждал? Где эти ребята, которые носили свитера грубой ручной вязки изящнее, чем носят смокинги? И кому сегодня принадлежит Территория?
Но в этой необязательности фильма есть своя прелесть. Его смотришь как факт чистого искусства. Даже его затянутость не раздражает. Не раздражает и отсутствие ощущения реального времени. Герои Олега Куваева искали золото для страны, разрушенной страшной войной. Грубо говоря, «Сталин дал приказ».
Все-таки, когда я вышел из кинотеатра, мне было удивительно хорошо на душе. Словно ее чистой водой омыли…
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна