Великолепная семерка
Российские фильмы, участвующие в Берлинале
«Для эпизода вызова дождя из далекой калмыцкой деревни к нам привезли девяностолетнего старика-шамана. Он начал обряд, мы включили камеру, и вдруг на нас обрушился дождь. Пришлось остановить съемку. Просили «переколдовать», но оказалось, что обратной дороги нет…»
Юрий Фетинг, режиссер фильма «Небесный верблюд»
Картина Юрия Фетинга вместе с шестью другими фильмами представляет Россию на Берлинском кинофестивале. Пять лент из русской «семерки» созданы при поддержке Министерства культуры.
Берлинале — один из крупнейших киносмотров Европы, его программа состоит из основного международного конкурса и нескольких параллельных секций.
Берлинский фестиваль продолжает развиваться. Он возник во время «холодной войны» как своего рода фестиваль-остров, окруженный социалистическим миром, и в этом смысле он был мостом между Западом и Востоком.
Андрей Плахов. Интервью на «Радио Свободы»
Международный конкурс
Главная программа, за которой следит весь мир. В этом году в ней представлены 23 картины, среди которых новый фильм Питера Гринуэя «Эйзенштейн в Гуанахуато», биографическая драма «Королева пустыни» титулованного немецкого автора Вернера Херцога и четвертая полнометражная лента Алексея Германа-младшего.
О фильме
«Под электрическими облаками» — совместный проект России, Украины и Польши. Лента состоит из семи глав, частично связанных героями и сюжетными обстоятельствами. Фильм был включен в конкурсную программу Берлинского кинофестиваля еще на стадии монтажа и уже тогда получил положительные отзывы мировых экспертов.
На дворе 2017 год, главные герои — типичные «лишние люди». Трагизм их положения усугубляется общей обстановкой в мире, находящемся на грани войны. О своей новой полнометражной работе Герман говорит как об «исследовании одного события»:
«Это история строительства дома, который придумали два молодых очень талантливых архитектора, и всего, что происходит вокруг этого строительства, а вокруг происходит очень многое».
Алексей Герман-мл.
Молодые и талантливые — это не только про вымышленных персонажей. В картине Алексея Германа много актеров-дебютантов. Как признался сам режиссер, исполнителей для фильма искали больше года: «Это была долгая мучительная история по поиску талантливых ребят, которых на самом деле очень немного, потому что падает качество образования и очень много кто сегодня себя губит на сериалах». Кроме новичков в фильме снимались и звезды: Чулпан Хаматова и Мераб Нинидзе.
Под электрическими облаками
Программа «Поколение» (Generation)
«Небесный верблюд» участвует в программе, которая объединяет детские и молодежные фильмы, и делится на два конкурса (Generation Kplus и 14 plus). Ежегодно показы Generation, которые проходят на пяти разных площадках Берлина, собирают более 60 000 зрителей.
О фильме
Картина Юрия Фетинга — это мистическая история взросления на примере 13-летнего мальчика из Калмыкии (Михаил Гасанов), который отправляется в степь искать сбежавшую верблюдицу и ее детеныша. Подросток даже не знает, что его ждет впереди.
Как говорит режиссер фильма, калмыки — один из самых мистических и поэтических народов, во всех явлениях они видят знаки судьбы и стараются их считывать.
Как говорит режиссер фильма, калмыки — один из самых мистических и поэтических народов, во всех явлениях они видят знаки судьбы и стараются их считывать.
Небесный верблюд
Другой российский участник «Поколения» — мультипликационный фильм «Почему банан огрызается». Дипломная работа выпускницы школы-студии «ШАР» Светланы Разгуляевой. История о том, как жить с внезапно отросшим хвостом… Оказывается, можно и так, если есть мечта.
«Герой грезил о морских путешествиях, о мореплавании. Это такая мечта, которой не обязательно нужно сбыться, но она есть у каждого, и когда человек погружается в нее, ему становится тепло, хорошо, приятно».
Светлана Разгуляева
Почему банан огрызается
Третьим фильмом программы стала картина «14+» режиссера Андрея Зайцева — о первой любви, ради которой нарушают родительские запреты и дерутся с хулиганами.
Современные Ромео и Джульетта живут в спальном районе Москвы, ходят в школу и смеются над глупыми шутками одноклассников. Борьбу кланов Монтекки и Капулетти здесь заменила вражда между учениками соседних школ. Но финал у Зайцева не трагичный.
В этом фильме молодые актеры — обычные московские школьники, которых режиссер нашел в соцсетях.
«Это ужасно удобно. Ты «ВКонтакте» забиваешь школу, забиваешь возраст и просто сидишь и смотришь на тех, кто учится в этой школе. И это фотографии из жизни, и ты сразу понимаешь, какой характер у человека. Я написал тем, кто показался мне подходящим, кто-то посчитал, что это разводка, кто-то откликнулся».
Андрей Зайцев
Поскольку это кино о подростках и для подростков, режиссер очень надеется, что после кинофестиваля картина выйдет в отечественный прокат.
14+
Программа «Панорама» (Panorama)
Второй по значимости конкурс Берлинале, который объединяет фильмы как известных режиссеров, так и молодых авторов.
О фильме
Россию представляет режиссер Наталья Кудряшова со своим дебютом «Пионеры-герои». Несмотря на заголовок, фильм — отнюдь не ностальгия по советскому прошлому. Герои картины — молодые и успешные люди, чье детство пришлось на конец 1980-х. Они дружат со школы, давно переехали в Москву и ведут спокойную жизнь. И все же им некомфортно: пионеры мечтали не о такой судьбе.
«Это кино — признание в любви советскому детству. Мое поколение поменяло страну в возрасте 10-15 лет… В моей истории происходит диалог между двумя мирами — миром советского детства, больших сверхидей и нынешним безыдейным пространством»
Наталья Кудряшова
Наталья Кудряшова снимала свою картину по собственному сценарию, она же сыграла и одну из главных ролей. В фильме много детских персонажей. Как и в картине Андрея Зайцева, актеров на эти роли подбирали через социальные сети. Из взрослых исполнителей в фильме снимались Дарья Мороз, Анатолий Белый и Юрий Кузнецов.
Пионеры-герои
Программа «Форум» (Forum)
Как утверждают организаторы, это «самая смелая» секция на Берлинском кинофестивале. Сюда попадают и экспериментальные работы, и политические репортажи, и киноэссе. В этот «неформат» и угодили короткометражка «Вышивальщица» Люси Матвеевой и «Чайки» Эллы Манжеевой.
О фильмах
На самом деле «Вышивальщица» — работа известной художницы и фотографа Людмилы Зинченко. Однако автор решила спрятаться за вымышленным персонажем Люсей Матвеевой и даже придумала ей биографию.
«Люся живет в поселке, работает кассиром в магазине и в свободное время занимается творчеством, она — художник-примитивист»
Людмила Зинченко
Фильм делится на пять новелл: «Вертолет», «Воскресенье», «Собачка-фотограф», «Мавзолей» и «Апокалипсис». По легенде, все истории — это сны и переживания простодушной Люси, которые оборачиваются философскими размышлениями.
Вышивальщица
Фильм «Чайки» — история о жительнице маленького городка. И снова Калмыкия, откуда родом героиня. Молодая женщина хочет развестись, но одиночество страшит больше, чем жизнь с нелюбимым.
«Этот фильм об энергии жизни. Остановись. Послушай. Услышь себя, и тогда ты услышишь других»
Элла Манжеева
Чайки
Смотрите также