Музей русского импрессионизма представляет книгу «Юрий Пименов. Непридуманные истории»
Музей русского импрессионизма представляет книгу «Юрий Пименов. Непридуманные истории». В сборник документальной прозы вошли воспоминания, письма и заметки, которые рассказывают о жизни, творчестве и профессиональном пути художника. Издание продолжает специальную серию исследовательских монографий и воспоминаний от музея, в рамках которой уже вышла книга Ирины Обуховой-Зелиньской «Юрий Анненков. Портреты сквозь время» и готовятся мемуары Леонида Пастернака «Записи разных лет».
В основу сборника «Непридуманные истории» легли воспоминания дочери художника Татьяны Пименовой о ближайшем семейном круге, жизни на Масловке и переосмыслении работ Пименова. Отдельным сюжетом ее рассказа становятся отношения художника и его жены Натальи: «Во многих отцовских работах, совсем не связанных с изображением именно мамы, угадываются ее фигура, ее руки, поворот головы, ее вещи, что-то напоминающее о ней. В «Новой Москве» — это ее затылок, хотя ни машины, ни прав у мамы тогда не было. В «Актрисе» — ее руки, кусочек ее лица, в «Капители» — ее фигура».
В книге также впервые опубликованы воспоминания театрального режиссера Марии Кнебель, многие фрагменты которых не были изданы в советское время. Так, читатели узнают о конфликтной ситуации, в которой оказался Пименов, когда оформлял в Театре Советской армии спектакль о цирке: «Замечательна была афиша спектакля — на сером прекрасном коне юная танцовщица. Принес начальнику театра при мне. Антонов, так звали начальника, был «сконфужен» — это именно правильное слово. Он помолчал и сказал: «Серая кобыла — это хорошо, а почти голая балерина для Театра Советской армии — плохо». Пименову, которому в высокой степени было свойственно чувство юмора, помолчал и потом очень серьезно сказал: «Если вам нравится кобыла, я могу нарисовать на ней генерала, но это вряд ли подойдет к теме пьесы». Антонов зашатался, а потом сказал: «Уйдите, пожалуйста, из кабинета — я очень занят».
Представленные в книге фрагменты из автобиографии Пименова 1951 года рассказывают о его учебе во Вхутемасе у Сергея Малютина и Михаила Шемякина, Вадима Фалилеева и Владимира Фаворского. «Дома, — признается художник, — я рисовал пейзажи и срисовывал с открыток Серова, Сомова. Но тут это оказалось явно неподходящим». Пишет Пименов и о «группе трех», и об обществе ОСТ: «Футбол, бокс, заводская архитектура, подъемные краны — все новейшее, наисовременное было страстью моей и многих моих товарищей».
Также в сборнике опубликовано письмо Пименову от Ираклия Андроникова, советского писателя и телеведущего, которое посвящено масштабным полотнам художника — картинам «Новая Москва» 1937 года, «Фронтовая дорога» и «Новая Москва» 1960 года. «Насколько волнуют две первые, — пишет Андроников, — и каждая сама по себе, и в сопоставлении, — настолько третья по своим внутренним достоинствам ниже».
Оформление издания «Юрий Пименов. Непридуманные истории», выполненное Даниилом Бондаренко, отсылает к книгам, которые готовил к печати сам Пименов в 1960-х годах. А цветная вклейка «Альбом» представляет основные направления работ художника в живописи и графике, театре и кино, книжном дизайне и скульптуре.