16+

До и после

Драма
2012
103 мин
Россия
Видеозапись недоступна для просмотра по решению правообладателя
3 части

Спектакль по пьесе Роланда Шиммельпфеннига — одного из самых популярных драматургов современной Германии. Его пьесы идут не только в самых крупных театрах Германии — в Берлине, Гамбурге, Штутгарте, Ганновере, но и за рубежом, география постановок уже давно перешагнула границы Европы (всего около сорока стран). В копилке Роланда Шиммельпфеннига — престижные награды, среди которых премия им. Эльзы Ласкер, премия памяти Шиллера, несколько премий им. Нестроя, которую вручают лучшим молодым авторам. Одним из самых успешных сочинений Шиммельпфеннига последнего времени признана пьеса «Золотой дракон», отмеченная несколькими театральными премиями и признанная критиками пьесой года (2010).

Премьера пьесы «До и после» состоялась в Немецком Драматическом театре Гамбурга 22 ноября 2002 года, и исследователи относят ее к первым образцам так называемого «калейдоскопного» стиля Шиммельпфеннига. Текст состоит из 51 короткого фрагмента, где «выплывают», подчас вырванные из контекста, жизненные ситуации неких людей (драматург не называет их имен, определяет лишь пол и какой-то признак), волею случая одновременно проживающих в одном большом отеле. «Женщина около 30», завязавшая отношения с «мужчиной из другого города», намерена покинуть своего мужа после 11 лет совместной жизни. «Женщина около 70» все делает в темноте, чтобы не смотреть на себя. Мужчина, которого покидает «женщина около 30» и который хочет отомстить, завязывает отношения с «рыжей женщиной». Другая женщина, забитая своим мужем, пытается восстановить себя как личность, следуя жизненному принципу сестры своей бабушки — всегда сохранять чувство юмора, несмотря на страдания. И так далее — наслаиваются друг на друга сцены-фрагменты, создавая калейдоскоп разных ситуаций, сливающихся в «брейгелевскую» картину современного общества. Одновременно Шиммельпфенниг вводит в действие элементы сюрреализма: один мужчина ползет по стене словно паук, другой исчезает в картине и больше не появляется.

Немецкая критика приняла спектакль с восторгом: «До и после» — это своего рода инсценировка того, как работает кинокамера, объектив которой, казалось бы, бесцельно вращается в бесконечных широтах будней — или всего лишь в двух десятках номеров одного и того же гостиничного комплекса. 51 раз он застывает и показывает не слишком долго людей, которые одиноки или одиноки вдвоем, которые размышляют, вспоминают или боятся, которые хотят заниматься любовью или охотнее ссориться. Так сказать, лаконичные «short cuts», которые Шиммельпфенниг облекает в форму монологов или диалогов, а зачастую и просто в прозу. Все это тщательно и удивительно ровно приложено друг к другу, словно чистые лепестки цветов в мандале. Последняя сцена капризно повторяет первую и таким образом как бы замыкает буддистский круг вокруг земных страстей», — пишет Ева Берендт, обозреватель журнала «Theater heute» (№ 01/2003).

В репертуаре Воронежского Камерного театра спектакль появился спустя шесть лет после мировой премьеры, его сыграли 12 октября 2008 года, и это первая интерпретация пьесы Роланда Шиммельпфенинга «До и после» на российской сцене. Автор постановки — Михаил Бычков, основатель и художественный руководитель Воронежского Камерного театра, лауреат премии им. К.С. Станиславского; создатель и директор международного Платоновского фестиваля; неоднократный номинант премии фестиваля «Золотая маска». По отзывам критиков, «его творческую манеру характеризует свежесть и своеобразие сценического прочтения классической и современной драматургии, развитое чувство стиля, формы, при безусловном приоритете духовного начала, умение гармонично соединять в спектакле все элементы театральной выразительности».

Из 39 персонажей, обозначенных в пьесе Роланда Шиммельпфеннинга, режиссер оставляет десять (согласно ремарке автора, количество действующих лиц может варьироваться); в спектакле заняты артисты разных поколений, в том числе Заслуженный артист РФ Юрий Овчинников (Мужчина в пижаме), актер Камерного театра и Воронежского ТЮЗа, Татьяна Чернявская (Женщина в пижаме), острохарактерная актриса, которую Бычков нашел в кукольном театре и пригласил в свой.

Художник Юрий Гальперин создал пространство минималистически, впрочем, типичное для отеля: шкаф, кровать, бар. Музыкальное оформление спектакля, с использованием хитов американского гитариста Марка Рибо, фольк-роковые эксперименты группы «The One Ensemble of Daniel Padden», знойное танго, звучание игрушечных инструментов Паскаля Комелада, составил Михаил Бычков.

Режиссер: Михаил Бычков
В ролях: Юрий Овчинников, Василий Марков, Андрей Мирошников, Борис Алексеев, Екатерина Савченко, Анастасия Новикова, Андрей Новиков, Вадим Кривошеев, Татьяна Чернявская, Елена Дахина и другие

Смотрите также

Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна