16+

Жизнь Клима Самгина

Драма
1986
136 мин
СССР
Видеозапись недоступна для просмотра по решению правообладателя
3 части

Спектакль по одноименному роману Максима Горького появился в афише театра им. Вл. Маяковского в 1981-м году, а работа над ним велась долгие восемь лет. Перенести на сцену произведение столь масштабное непросто. Действие романа охватывает не одно десятилетие на рубеже XIX и XX веков, в нем масса персонажей. И авторы литературной основы спектакля умудрились сохранить все основные линии, героев этого эпического произведения. Оригинальный проект Российского Молодежного Театра «Берег утопии» — хит наших дней — может быть сравним с «Жизнью Клима Самгина» театра им. Маяковского. Тот же временной размах: герои проходят путь от юности до зрелости, и героев этих много. Они также озабочены судьбой России, исповедуют подчас радикальные идеи и подвергаются за то гонениям. Герои Горького — революционеры и сочувствующие — как раз те, кого разбудил колокол Герцена — одного из главных героев пьесы Тома Стоппарда и спектакля Алексея Бородина «Берег утопии».

«Жизнь Клима Самгина» поставил многолетний художественный руководитель театра им. Маяковского, легендарный режиссер и педагог Андрей Гончаров. Даже в контексте всех его спектаклей, вошедших в историю советского театра, «Жизнь» видится событием значительным. Спектакль-махина (он состоит из двух действий, каждое около двух часов) смотрится с неослабевающим интересом благодаря точной, четкой композиции и хорошему ритму. В многонаселенном спектакле нашлись роли для звезд и начинающих (тех, кого сегодня мы называем звездами). Но, главное — это впечатляющий образ Самгина, рефлексирующего русского интеллигента. Образ на все времена. Его сомнения, метания, внутренний конфликт были актуальны и созвучны зрителям 1980-х (особенно в предперестроечные и перестроечные годы), они выглядят и звучат свежо сейчас.

Сыграли Самгина в спектакле Гончарова два актера. Молодого — Владимир Сальников, того, что постарше — Анатолий Ромашин. Последний практически все время находится на сцене. Спектакль построен как воспоминания Самгина: сцены прошлого одна за другой вспыхивают в его сознании и тут же разворачиваются на подмостках, а он сидит в кресле сбоку и глядит на свою жизнь. И ведет диалог с собой: отражение в зеркале вышло из-под контроля и, вместо того, чтобы отражать, обращается напрямую к совести, провоцирует на неприятное самокопание. А вспоминать пришлось в связи с неожиданным визитом ротмистра сыскного ведомства — тот задает вопросы, заставляет возвращаться к событиям далеких дней. Полицейского сыграл Александр Лазарев-старший, и знаменитое обаяние актера тут призвано помочь его герою расположить к себе Самгина, вынудить пойти на сотрудничество с органами. Он пробует завоевать доверие подозреваемого, но Самгин отвечает ему с брезгливостью, тогда ротмистр пугает, шантажирует… Их напряженный разговор-поединок — каркас спектакля, на котором «построен» массив жизни Клима Самгина.

Трудно вообразить, кто, кроме Ромашина, еще мог бы стать столь совершенным камертоном этого масштабного спектакля. Он играет и Самгина, и нечто большее — вечный тип амбициозного труса. Манера актера тяготеет к методу отстранения, он рисует точный образ, но при этом сохраняет дистанцию между собой и героем. Телеверсия спектакля подарила бесценную возможность наблюдать за игрой актера на крупных планах, где видны мельчайшие нюансы внутренней борьбы Самгина с собственными страхами и ошибками прошлого. Молодой коллега Ромашина Владимир Сальников в своей части истории проводит Самгина от точки гимназической юности до пункта среднего возраста, отлично передает, как герой его прощается с порывами и иллюзиями, как подергивается ряской цинизма его душа.

Столь же богат спектакль Гончарова на удачи в области женских ролей. Ирина Домнинская сыграла мать Клима, зрелую кокетку и хозяйку открытого дома. Галине Анисимовой досталась непростая партия богачки Зотовой. Днем она торгуется, лихо скупает чужие имения, а по ночам участвует в радениях таинственной религиозной секты. В небольшой, но важной роли задействована в спектакле Наталья Гундарева, она играет белошвейку Риту. К ней отправлен матерью Клим на обучение искусству любви. Еще одна дама легкого поведения появится в спектакле — парижская жрица любви Лиз в исполнении молодой Людмилы Нильской. Но самая, пожалуй, важная женская партия — Лидия, возлюбленная и жена Самгина. Ее сыграла Ольга Прокофьева, ныне королева острохарактерных, комических ролей. В ее Лидии тоже много смешного — девушка она экзальтированная, с претензией. Но все-таки главная искра, которую высекает актриса в отношении к своей героине, жалость. Грех смеяться над таким несчастным существом. Еще больше Клима она стремится засунуть голову в песок, не пробивать в жизни свой путь.

Возвращаясь к разговору о мастерской композиции спектакля, стоит добавить, что немало способствует поддержанию многочасовой конструкции музыка — скупо, но точно используемые фрагменты из произведений Альфреда Шнитке. Тревожные и скорбные мелодии работают на атмосферу исторического хаоса и людской растерянности.

В ролях: Наталья Гундарева, Борис Тенин, Галина Анисимова, Адольф Ильин, Александр Парра, Карп Мукасян, Виктор Власов, Александр Фатюшин, Надежда Бутырцева, Сергей Рубеко, Татьяна Муха, Владимир Сальников (II), Ирина Домнинская, Ольга Прокофьева, Анатолий Ромашин, Александр Лазарев — старший и другие
Режиссеры: Андрей Гончаров, Алина Казьмина

Смотрите также

Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна