История одного преступления
Жанр спектакля Пензенского областного академического театра им. Луначарского «История одного преступления» обозначен так — исторический детектив в одном действии. Идет час пятьдесят, без антракта. История спектакля по-своему уникальна. Провинциальный российский театр заказал пьесу московскому драматургу Ольге Михайловой, готовясь отметить на своей сцене 150-летие со дня рождения Столыпина. А идея отметить юбилей российского премьер-министра, фигуры выдающейся, но также и спустя сто с лишним лет вызывающей прямо противоположные оценки, принадлежала губернатору Пензенской области Василию Бочкареву.
Премьеру сыграли 6 мая 2012 года, режиссер Ансар Халилуллин поставил не биографический спектакль «к юбилейной дате», а трагикомическую театральную фантазию с детективным сюжетом.
1910 год, Пенза. Провинциальному адвокату Яншину досталась необычная подзащитная — красавица-крестьянка Марья Крюкова, которая зарубила топором своего свекра, вину полностью признает, ни в чем не раскаивается, настаивает на собственной казни — вот только о мотивах преступления ничего говорить не хочет.
А у адвоката — сомнения в ее виновности. Но все улики налицо, суд вот-вот состоится, и тогда приговор уже не изменить. И адвокат, как это принято в России, решает «занять ума» у людей известных, авторитетных и пишет письма Петру Аркадьевичу Столыпину и Льву Николаевичу Толстому. И тут детектив оборачивается исторической драмой, а историческая драма — пьесой идей совсем во французском духе, это только у них так бывает, чтобы безо всякого действия люди обменивались пространными монологами о предметах отвлеченных. Но в «Истории одного преступления» Толстой и Столыпин спорят о вещах, их волнующих, и споры эти не потеряли своей злободневности и спустя 102 года.
Когда на сцену выходят Столыпин (Сергей Дрожжилов) и Толстой (Александр Куприянов), в зале смятение — так похожи и тот, и другой. Режиссер Ансар Халилуллин (в Москве в Театре Армии много лет в его постановке играли пьесу Островского «Поздняя любовь») выбрал на роли этих двух величайших умов актеров характерных, особенно, конечно, это касается Куприянова, и этот выбор пошел на пользу спектаклю. Они не шаржируют классиков, но характерность придает тому и другому человеческое измерение, отделяет людей от канонических портретов, не говоря уже о том, что Столыпин из спектакля, как и Столыпин настоящий, сильно отличается от того, про которого рассказывали в советских школах, где имя его ассоциировалось исключительно со столыпинскими вагонами и столыпинскими же галстуками.
С одной стороны — детектив, история выдуманная, хотя тоже отчасти лишь. Адвокат (Григорий Мазур), его прислуга Федосья (Ольга Белякова), напоминающая всех лучших и классических слуг из русской литературы — и Степана из «Женитьбы» Гоголя, и обломовского Захара, — тоже и себе на уме, и переживающая душой все неудачи непутевого своего хозяина, пытающаяся своими благоразумными советами вытащить его на прямую дорогу к успеху и процветанию. В центре этой сюжетной линии — Марья (Вера Дупенко), и тут драматург всю свою боль за вечное неравноправие русской женщины выкладывает, как козыри. Эти боль и страдание актриса играет с какой-то обезоруживающей прямотой, но сперва — точно в коконе, закрытая, а потом — разворачивается, как пружина, как тот самый «русский бунт». Вызывая протест и даже отвращение в простодушном и в какой-то момент очаровавшемся ею провинциальном адвокате.
С другой стороны, тут — совершенно документальный сюжет, с перепиской Толстого и Столыпина, и в этой части истории, с историческими фигурами, автор следует документальной точности, тут — вербатим, Театр.doc, разве что автор, один из основателей Театра.doc, не с диктофоном ходила за Толстым и Столыпиным. Своеволием своим автор втягивает Столыпина и Толстого в историю Марьи Крюковой, они даже срываются с мест и встречаются в Пензе, хотя до того ведут долгие и серьезные споры о земле, о частной собственности, о русском счастье. Крестьянка гибнет, не дождавшись суда. Даже самые великие люди России не в силах помочь одному страдающему человеку. Вроде слышат, даже откликаются на «трепет жизни в травах, в толпах, в одинокой человеческой душе», а помочь — не могут. Такая вот русская трагедия. Уходит из Ясной Поляны и умирает Толстой, затем, почти безо всякого антракта, убивают Столыпина. Об этом они сами рассказывают в финале.
Режиссер спектакля Ансар Халилуллин начинал в московском Театре-студии на Красной Пресне под руководством В.С. Спесивцева. В 1996 окончил режиссерский факультет РАТИ-ГИТИС (мастерская Б.Г. Голубовского). Работал в театрах Твери, Владимира, Калуги, Казани, Сургута, Магадана, Саратова, где ставил спектакли по пьесам Ж.-Б. Мольера, Д.И. Фонвизина, Б. Брехта, М. Метерлинка, А. Мюссе, А. Арбузова, Э. Брагинского, многих современных авторов. Был главным режиссером Магаданского государственного драматического театра и Сургутского музыкально-драматического театра. В Центральном академическом Театре Российской Армии выпустил спектакль по пьесе А.Н. Островского «Поздняя любовь» с участием народных артистов России Н.И. Пастухова и Л.И. Голубкиной. Преподавал актерское мастерство в РАТИ-ГИТИС (мастерские Б.Г. Голубовского и Б.А. Морозова). Как кинорежиссер участвовал в работе над сериалами «Не родись красивой», «Огонь любви», «Бывшая» и др.