Муму
Спектакль «Муму» идет в Малом драматическом театре с 1984 года по сей день. Режиссер-постановщик В. Фильштинский. Он же совместно с Ф. Фильштинским создал литературную композицию по мотивам рассказов Тургенева. Спектакль отличает яркая театральность, которая не только не мешает созданию поэтической атмосферы в ряде сцен, но благодаря контрасту с игровой стихией спектакль обретает неповторимую самобытность.
Действие начинается в Притынном кабаке, куда забрел охотник (А. Колибянов), ставший благодарным слушателем повествования, которое рассказывают мужики, образуя хор наподобие античного. Функция мужиков на протяжении спектакля меняется: временами они представляют живописный собирательный портрет странников, бывалых людей, певцов и даже скоморохов, временами превращаются в развращенную, вечно пьяную свору дворовых людей, состоящих при Барыне (В. Быкова). Тональность задается истинно тургеневская, созвучная рассказу «Певцы», входящему в «Записки охотника». Мужиков играют первоклассные артисты (С. Власов, В. Захарьев, А. Зубарев, И. Иванов, А. Морозов), умеющих не только прекрасно петь, но чувствующих душу русской народной песни, будь то печальная, задушевная, даже тоскливая, или же плясовая (хормейстер Н. Шадрина). Нельзя не вспомнить незабвенного С. Бехтерева, входящего в этот хор и выступившего ассистентом режиссера.
Декорации А. Орлова, сделанные из дерева, как бы потемневшего от непогоды, помогают созданию этой атмосферы. Когда же кабак трансформируется в барский двор, убожество строений, на фоне которых происходит драма, особенно явственно. Протагонист действия — глухонемой Герасим (С. Козырев). Актер создает масштабный характер незаурядной личности, физическая глухота которой компенсируется его душевными качествами, противопоставленными нравственной глухоте окружающих его людей, начиная с Барыни и кончая последним ничтожным мужичонкой. В жизни этого богатыря произойдет два исключительных события, осветившие трагическим светом его, казалось бы, внешне незамысловатую жизнь. В его огромное доброе сердце войдет крепостная, как и он сам, девушка Татьяна, а когда её по прихоти капризной барыни насильно выдадут замуж, в его сердце поселится собака Муму, которую он спас от верной смерти. Если Татьяна у Тургенева — забитая, бессловесная душа, то в спектакле Татьяна —Л. Кузьмина с ее иконописным ликом — пара этому богатырю, и их зарождающаяся любовь освещает эти две жизни, загубленные произволом крепостницы-барыни. Оба покорно принимают свою судьбу. Когда у Герасима появляется Муму, его жизнь обретает новый смысл. Надо сказать, что собака, создающая образ Муму, именно образ, оказалась прирожденной актрисой, а отношение к ней артиста С. Козырева абсолютно совпадало с тем, что написал Тургенев: «Герасим любил ее без памяти». Это проецировалось в зал и, конечно же, вносило дополнительные штрихи в спектакль не потому, что на сцене была живая собака, а потому что со сцены излучалось нечто, рождающее в сердце особые чувства, которые трудно выразить словами. Собака была партнершей актера 14 лет, потом, как говорили в театре, ее перевели на заслуженную пенсию, а ее место заняла дублерша, столь же умная и чуткая актриса, с которой С. Козырев установил такие же отношения, как и с первой исполнительницей. Недаром вторую партнершу выбирал он сам. Кульминация спектакля — потеря Герасимом Муму. Актер не допускает ни малейшего привкуса мелодрамы. Мужество, душевная сила его героя поднимает его над барским окружением настолько высоко, что зрители переживают катарсис, чувство, почти забытое в современном театре. Нельзя не вспомнить, что режиссер В. Фильштинский — превосходнейший педагог, выпустивший в мир немало ныне знаменитых актеров. Его заслугу в работе с актерами переоценить нельзя: Козырев создал потрясающе цельный образ, досконально проживая на каждом спектакле жизнь своего героя настолько полно и эмоционально, что к актеру можно отнести характеристику, данную современником Тургенева писателем И. Аксаковым, отметившим особую черту Герасима «его удаление к себе и в себя». Чтобы это передать, нужно обладать мастерством.
История, рассказанная странниками и певцами охотнику в Притынном кабаке, означающем место, куда с удовольствием сходится народ, обрела на сцене глубокий философский смысл благодаря метафоричности. В финале Герасим покорно выполняет приказ вздорной Барыни, утопив Муму, раздражавшую ее лаем. Бунт, возникший в его душе, заставляет его покинуть московскую усадьбу Барыни и вернуться в деревню. В спектакле Герасим крупным, размашистым шагом уходит, окончательно оставив чуждый и враждебный его душе мир ничтожных людишек, возвышаясь над ними, как одинокий могучий утёс. Спектакль, не сходящий со сцены три десятилетия, доказывает, что классика не нуждается в актуализации и живёт во все времена.