Дядя Ваня
История создания фильма
«Дядя Ваня» — замечательная экранизация Антона Чехова режиссера Андрея Кончаловского. Создавая этот фильм, Кончаловский стремился максимально приблизиться к тексту оригинала, сохранив особенную чеховскую атмосферу. Известно, что фильм начинался с порции мороженого в летнем кафе и неожиданной идеи.
Иннокентий Смоктуновский предложил Кончаловскому: «Давай сделаем что-нибудь интересное!». Сразу же после этой встречи режиссер отправился в Госкино и объявил, что собирается экранизировать Чехова. Так началась работа над фильмом.
Актерский состав
Подбор актеров практически не вызвал никаких затруднений. На роль Астрова был приглашен Сергей Бондарчук. На роль Серебрякова изначально был утвержден Борис Бабочкин, но работать вместе с Кончаловским ему оказалось не по нраву. И Бабочкина пришлось заменить на Владимира Зельдина. Вопреки мнению худсовета роль Елены Сергеевны отдали Ирине Мирошниченко, а молодую барышню сыграла любимая Кончаловским актриса — Ирина Купченко.
Помимо конфликта с Борисом Бабочкиным, на съемках случилась и еще одна крупная ссора. На этот раз между Кончаловским и Бондарчуком. Бондарчук хотел, чтобы его персонаж выглядел аристократично, он даже заказал себе специально для съемок шикарный костюм. Но Кончаловский полагал, что Астров должен быть опустившимся, неопрятным доктором в мятом пиджаке. Конфликт получился нешуточный, и хотя Бондарчук уступил режиссеру, тем не менее после съемок он отправился в ЦК партии и сообщил, что Кончаловский снял фильм антирусский и даже античеховский.
Уже через много лет Бондарчук горько сожалел о своем поступке, называя себя дураком, но отношения между ними были испорчены навсегда.
Особенности съемок
Примечательно, что для съемок фильма использовались два типа пленки — цветная «Кодак» и простая отечественная черно-белая пленка. Запасов «Кодака» не хватало, а советская пленка не давала нужного качества изображения и только портила всю картинку. Однако после выхода фильма на экраны многие кинокритики пытались найти не техническое, а художественное обоснование для перехода цветного изображения в черно-белое, отыскивая в этом особый замысел автора или режиссера.
Музыку к фильму написал Альфред Шнитке. В некоторых эпизодах, помимо оригинальной музыки, за кадром звучит и альтовая ария из «Страстей по Иоанну» Баха в обработанном виде.
Когда в 1970 году фильм вышел на экраны, он имел фантастический успех, причем не только на родине, но и за рубежом. Вуди Аллен сказал, что «Дядя Ваня» Кончаловского — это лучший «Дядя Ваня», которого он когда-либо видел, и назвал постановку «кинематографическим совершенством».
Лекция о фильме «Дядя Ваня»
Лекторы: киновед Андрей Шемякин, актеры Юлия Рутберг, Иван Жидков, кинокритик Ольга Галицкая.