Мефисто
Актер по имени Хендрик Хофген чувствует в себе талант, но ему нужны великие роли и великое признание. Почему он должен прозябать в своем провинциальном театре и биться в судорогах от зависти к чужому успеху? С помощью любящих его женщин Хендрик выстраивает свою карьеру, переезжает в Берлин, а когда там побеждает партия Гитлера, он, некогда открыто презиравший национал-социалистов, начинает заигрывать с ними. Взамен он получает вожделенную славу, пост директора театра и даже дипломатические полномочия: страстный актер особенно ярко прославляет новую Германию. Однако с крахом Гитлера рушится и благополучие Хендрика.
Венгерского режиссера Иштвана Сабо фильм «Мефисто» сделал известным на весь мир, хотя и прежде он снимал картины, получавшие признание у критиков. «Мефисто» стал первой частью «немецкой трилогии»: вторым фильмом был «Полковник Редль», третьим — «Хануссен». «Мефисто» снят по одноименному, скандально известному роману Клауса Манна (сына Томаса Манна), который тот написал об обожаемом им немецком актере Густафе Грюндгенсе, биография которого не сильно изменена в книге. У Манна из-за этого были проблемы с изданием книги, так как Грюндгенс был к тому времени реабилитирован. Манн покончил с собой, а роман некоторое время даже был запрещен в Германии, в том числе потому, что, как говорят, Грюндгенс помог многим жертвам нацизма, а вовсе не был настолько одержим собственным величием, как персонаж романа и впоследствии фильма.
Существенная роль в успехе фильма принадлежит Клаусу Мария Брандауэру, сыгравшему Хендрика Хофгена. Во всех фильмах «немецкой трилогии» его герои добиваются очень многого, но их губит слепое преклонение перед властью и государством и одержимость величием собственной персоны. И все-таки в каждом из них изначально есть некий прекрасный идеализм, просто время им выпало такое, когда любые мечты искажаются и уродуются в среде, где и так все изуродовано, где не осталось этических ориентиров. Хотя совесть подсказывает альтернативу, разум гонит эти мысли прочь. И неслучайно главной ролью в жизни актера Хендрика Хофгена становится Мефистофель, в которого он слишком сильно заигрался. Человек, показывает Иштван Сабо, искушает себя сам, и не нужно никого в этом винить. Это искушение и оказывается самым сильным, почти непреодолимым, и ведет одержимого в пропасть. Фауст и Мефистофель из двух фигур объединяются в одну.
Для творчества Сабо очень важен образ театра, который разрастается до метафоры. В театре все позволено, восхищенные зрители наблюдают за злодейством на сцене, за которое не надо нести ответ. Действительность где-то далеко, она забыта на время представления. Но однажды она вторгнется в том или ином виде, разрушив создаваемую в течение долгого времени условность, и тогда придется снять маску. Тогда тот, кто заигрался сильнее всех, будет строго судим, а бывшие зрители выйдут из зала, жмурясь от непривычно яркого света.
.