Иван Грозный
История создания фильма
«Иван Грозный» — это последняя картина Сергея Эйзенштейна, работу над которой прервала в 1948 году смерть режиссера от обширного инфаркта. Первая серия вышла на экраны в 1946 году, а вторая — в 1958-м. Вообще, планировалось выпустить три серии, но третья серия так и осталась незаконченной.
У фильма есть целый ряд особенностей. Во-первых, хотя он и черно-белый, тем не менее во второй серии есть несколько цветных эпизодов. Во-вторых, режиссера и сценарий фильма утверждал лично Сталин, да и идея создания полностью принадлежала ему.
Работу над сценарием Эйзенштейн начал летом 1941 года, предварительно изучив исторические документы, хроники и жизнеописания.
Актерский состав
На роль Ивана Грозного практически сразу был утвержден актер Николай Черкасов. Перед ним стояла сложнейшая задача — воплотить образ русского царя на разных этапах его жизненного пути. Благодаря тончайшей работе гримеров и глубокой внутренней работе артиста над ролью Черкасову приходилось в разных эпизодах то «молодеть», то «взрослеть» в кадре — разница достигала 20 лет.
Благодаря яркому актерскому составу — Серафима Бирман, Михаил Жаров, Андрей Абрикосов — в картине были созданы неповторимые и очень яркие образы. Мелькнул на экранах и юный Вицин в роли молодого опричника.
Особенности съемок
Съемки начались в 1943 году и проходили в Алма-Ате, куда был эвакуирован «Мосфильм». Натурные съемки делал оператор Эдуард Тиссэ, а вот в павильоне снимал Андрей Москвин. Правда, снимать в основном приходилось ночью, так как днем все электричество шло на нужды заводов, снабжавших фронт.
При этом съемочной группе и художникам приходилось проявлять чудеса изобретательности. И когда на декорации не хватало фанеры, то мастера использовали местный сорт кустарника, из которого плели особые пласты и использовали для строительства. До сих пор остается загадкой, как в условиях жесточайшей экономии военного времени Сергею Эйзенштейну и группе художников-постановщиков удалось воссоздать богатейшие палаты Кремля и боярских дворов.
Много труда было вложено и в костюмы. Сергей Эйзенштейн сам делал эскизы и лично контролировал пошив костюмов. Все это в сочетании с мощной музыкой Сергея Прокофьева заставляло предположить, что жизнь этого киношедевра не будет омрачена советской цензурой. Но неожиданно все произошло совсем наоборот.
Съемочная группа быстро закончила работу над первой серией в 1944 году. И 20 января 1945 года в кинотеатре «Ударник» состоялся премьерный просмотр, а в фойе прошла выставка костюмов.
Фильм имел ошеломляющий успех. Практически сразу ему была присуждена Сталинская премия I степени, а Николая Черкасова публика буквально носила на руках. Уже через месяц вторая серия была отправлена на просмотр в Кремль. В тот момент, когда лауреатов чествовали в Доме кино, Эйзенштейну сообщили, что вторая серия запрещена к показу — творческий вечер и банкет в честь премьеры были омрачены трагическим событием: у режиссера случился сильнейший сердечный приступ.
Эйзенштейн обратился к Сталину с просьбой указать на ошибки. Сталин потребовал, чтобы он отдал фильм на доработку отвечавшему за кинопромышленность Ивану Большакову. В 1948 году Сергей Эйзенштейн умер от повторного инфаркта.
Николай Черкасов вместе с режиссером Владимиром Петровым решили доработать и выпустить вторую серию фильма. Но после просмотра рабочего материала им стало ясно, что доработать картину нельзя — можно лишь переснять заново. И только в 1958 году было принято решение выпустить на экраны вторую серию в том виде, в каком ее оставил Сергей Эйзенштейн.
Лекция о фильме «Иван Грозный»
Лекторы: кинокритики Кирилл Разлогов, Петр Багров, Артем Сопин.