12+

Фестиваль искусств «Русская зима». Музыкальный фестиваль Василия Ладюка «Опера Live» (Закрытие фестиваля). Ш. Гуно — «Фауст»

2016
161 мин
Россия

Василий Ладюк

«Блистательный Онегин», «благородный Жермон», «искрометный и обаятельный Фигаро» — так пишут критики о ярких образах, созданных Василием Ладюком. Его голос — лирический баритон с красочной тембральной палитрой — украшает оперные постановки в России и за рубежом. Ладюк — ведущий солист Московского театра «Новая Опера» имени Колобова (с 2003 года), приглашенный солист Большого театра России (с 2007); выступает на сценах Мариинского театра, Метрополитен-оперы, Хьюстонской Большой оперы, театров Реджио и Ла Фениче, Норвежской Королевской оперы и многих других.

Выпускник Московского хорового училища имени Свешникова и Академии хорового искусства имени Попова (вокальный и дирижерско-хоровой факультеты, 2001), Ладюк совершенствовал мастерство в аспирантуре Академии (класс профессора Дмитрия Вдовина), на мастер-классах специалистов из театров Ла Скала, Метрополитен-оперы, Хьюстонской Большой оперы (2002-2005).

Уже в начале творческого пути музыкант стал победителем престижных международных конкурсов: имени Франсиско Виньяса в Барселоне (Гран-при и приз зрительских симпатий), «Опералии» Пласидо Доминго в Мадриде (Первая премия) и конкурса вокалистов в Сидзуоке в Японии (Гран-при). Затем последовали успешные выступления в крупнейших оперных театрах мира — Мариинском, Парижской опере, Метрополитен-опере, Ла Скала, Ковент-Гардене. В репертуаре певца свыше тридцати оперных и кантатно-ораториальных партий.

Ладюк сотрудничал с выдающимися дирижерами и режиссерами, среди которых Валерий Гергиев, Пласидо Доминго, Владимир Спиваков, Владимир Федосеев, Михаил Плетнев, Дмитрий Юровский, Джеймс Конлон, Джанандреа Нозеда, Андрей Кончаловский, Дмитрий Черняков, Франческа Замбелло, Каспер Холтен. Выступления артиста проходили в Брюсселе, Осло, Венеции, Турине, Токио, Хьюстоне. Ладюк — постоянный участник фестивалей «Владимир Спиваков приглашает», «Черешневый лес», «Крещендо» Дениса Мацуева, а также Международного музыкального фестиваля в Кольмаре (Франция). Ладюк — инициатор и художественный руководитель Музыкального фестиваля «ОПЕРА Live», в 2016 году состоявшегося в третий раз.

Ладюк принимал участие в спектакле «Милый друг», посвященном Петру Ильичу Чайковскому и Надежде Филаретовне фон Мекк, который был поставлен в Букингемском дворце при содействии принца Чарльза. Участвовал в работе жюри проекта телеканала «Культура» «Большая опера». Награжден Молодежной премией «Триумф» (2009) и «Премией Олега Янковского» (номинация «Творческое открытие», 2011-2012).

Василий Ладюк

Лауреат международных конкурсов Bella Voce и «Санкт-Петербург», Сергей Романовский получил музыкальное образование в Московской государственной консерватории имени Чайковского, а также в Академии хорового искусства имени Попова (класс профессора Дмитрия Вдовина). На мастер-классах Международной школы вокального мастерства брал уроки у Джорджа Дардена (Метрополитен-опера), Дайаны Зола (Большой театр Хьюстона), Дмитрия Вдовина (Большой театр России), Ричарда Бадо, Рудольфа Пьернея, Джандоменико Бизи.

Певец сотрудничал со многими известными дирижерами, среди которых Лорин Маазель, Михаил Плетнев, Василий Синайский, Пласидо Доминго, Юрий Башмет, Альберто Дзедда, Кристоф Руссе, Лучано Акочелла, Эвелино Пидо, Джанкарло Андретта, Даниэле Каллегари, Оттавио Дантоне, Антонино Фольяни, Паоло Арривабени, Микеле Мариотти.

Сергей Романовский — приглашенный солист ряда оперных театров мира. Среди них Большой театр России, Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, Московский театр «Новая Опера» имени Колобова, Королевский оперный театр де ла Монне и Королевская опера Льежа (Бельгия), Королевская опера Норвегии, Королевская опера Швеции, театр Капитолия Тулузы, театры Лилля, Виши и Большой театр Авиньона (Франция), миланский Ла Скала, театр Петруцелли, театр Карло Феличе и Флорентийский оперный театр (Италия), Муниципальный театр в Сантьяго (Чили) и Государственный театр в Зальцбурге (Австрия). Певец также выступает в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени Чайковского, залах Московского международного Дома музыки, лондонском Уигмор-холле, амстердамском Консертгебау.

В сезоне 2016/17 Сергей Романовский принимал участие в исполнении оперы «Семирамида» Россини (VII Большой фестиваль Российского национального оркестра, дирижер Альберто Дзедда). Среди его ангажементов также постановки «Риголетто» Верди (Большой театр России), «Митридата» Моцарта (Королевский театр де ла Монне), «Травиаты» Верди (Оперный театр Сантьяго), «Зельмиры» Россини (Лионская национальная опера и Театр Елисейских Полей в Париже), «Отелло» Россини и «Ромео и Джульетты» Берлиоза на Международном фестивале Al Bustan (Ливан).

Шарль Франсуа Гуно

Шарль Франсуа Гуно (17 июня 1818 — 18 октября 1893) — французский композитор.

17 июня 1818 года в Париже в семье художника Франсуа Луи Гуно и преподавательницы музыки Виктории родился сын Шарль Франсуа. В одиннадцать лет мальчика отдали в лицей. За время обучения Шарль солировал в церковном хоре, сочинял музыку, изучал теорию музыки. Желание сочинять усилилось особенно после посещений оперного театра. Под впечатлением оперы Моцарта «Дон Жуан» формировались музыкальные взгляды молодого музыканта.

В 1838 году Гуно поступает в Парижскую консерваторию. Здесь он учился у Фроманталя Галеви и Фердинандо Паэра. И хотя развитие яркого дарования Гуно сковывал академизм, царивший в ту пору в стенах консерватории, некоторые из его ранних сочинений привлекли к себе внимание публики и критиков. Достойны внимания скерцо из симфонии, трехголосный «Agnus Dei».

В 1839 году Гуно получил Римскую премию за кантату «Фернан», давшую возможность провести на правах стипендиата более двух лет в Италии и некоторое время в Вене и Германии. Разочаровавшись в современном итальянском оперном искусстве, Гуно сосредоточился на изучении старинной культовой музыки, в частности Палестрины.

По возвращении в Париж, в 1843–1848 годах Гуно работал органистом и регентом в церкви Иностранных миссий. В эти годы он сочинял только духовные произведения. В его мировоззрении усилились религиозно-клерикальные умонастроения, он начал помышлять о духовной карьере и посещать проповеди членов доминиканского ордена. В 1847–1848 годах Гуно посещает курс богословия в семинарии Сен-Сюльпис. Одно время живет в кармелитском монастыре и носит сутану аббата. И все же в результате сложной внутренней борьбы он отказался от намерений принять духовный сан и вернулся к искусству. Он обращается к опере, так как считает, что только театр дает возможность композитору каждодневно общаться с публикой. Премьера его первой оперы — «Сафо» — состоялась в 1851 году. Затем последовала опера «Окровавленная монахиня», поставленная в 1854 году. Оба произведения, поставленные в «Гранд Опера», отличаются неровностью, мелодраматизмом, даже вычурностью стиля. Они не имели успеха.

В 1852 году Гуно стал директором Парижского «Орфеона». Это объединение хоровых любительских обществ было самой массовой в ту пору музыкально-просветительской организацией, членами которой были главным образом рабочие Парижа и жители предместий.

Нервно реагируя на окружающую жизнь, Гуно легко поддавался различным идеологическим влияниям, был неустойчив как человек и художник. В 1857 году Гуно был на грани серьезного душевного заболевания, но в 1860-х годах много, продуктивно работал.

В 1858 году состоялась премьера «Лекаря поневоле» (по Мольеру). Показанная в «Лирическом театре», опера была принята теплее предыдущих. Комический сюжет, реальная обстановка действия, живость характеров пробудили новые стороны таланта Гуно. В полную силу они проявились в следующем произведении. Это был «Фауст«, поставленный на сцене того же театра в 1859 году. Не сразу зрители полюбили оперу, осознали ее новаторскую сущность. Только через десять лет она попала в «Гранд Опера«, причем первоначальные диалоги были заменены речитативами и добавлены балетные сцены. В 1887 году здесь прошел пятисотый спектакль «Фауста», а в 1894 году праздновалось его тысячное исполнение.

В начале 1860-х годов Гуно сочинил две комические оперы — «Филемон и Бавкида» и «Голубка», а также «Царицу Савскую».

Последнее значительное художественное достижение Гуно — опера «Ромео и Джульетта». Ее премьера состоялась в 1867 году и ознаменовалась большим успехом — в течение двух лет состоялось девяносто спектаклей.

Написав ряд неудачных опер (в том числе «Полиевкт», 1878 год), он отошел от музыкального театра, предпочтя ему духовную музыку. Среди его последних крупных сочинений — две оратории: «Искупление» (1881), «Смерть и жизнь» (1884). В зто время Гуно занимается литературно-критической деятельностью.

Последние годы жизни Гуно провел в Сен-Клу под Парижем, занимаясь с молодым композитором А. Бюссе.

Он умер 18 октября 1893 года.

Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского

Первый симфонический коллектив Советского Союза, Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского основан в 1930 году. Его высокая репутация на родине и за рубежом — результат плодотворного сотрудничества с дирижерами Александром Орловым, Николаем Головановым, Александром Гауком, Геннадием Рождественским. БСО доверяли первое исполнение своих сочинений Дмитрий Шостакович, Сергей Прокофьев, Николай Мясковский, Арам Хачатурян, Георгий Свиридов, Борис Чайковский. С 1974 года художественный руководитель и главный дирижер коллектива — Владимир Федосеев. В 1993 году оркестру присвоено имя Петра Ильича Чайковского — за глубокую интерпретацию его сочинений.

В летопись оркестра вписаны имена дирижеров Леопольда Стоковского и Германа Абендрота, Лорина Маазеля и Курта Мазура, Евгения Мравинского и Карло Цекки, солистов Святослава Рихтера, Давида Ойстраха, Антонины Неждановой, Сергея Лемешева, Ирины Архиповой, Лучано Паваротти, Николая Гяурова, Миреллы Френи, Виктора Третьякова, Пинхаса Цукермана, Юрия Башмета, Олега Майзенберга, Елизаветы Леонской, Александра Князева. В свое время именно Владимир Федосеев и БСО открыли миру имена Евгения Кисина, Максима Венгерова, Вадима Репина. И сейчас оркестр продолжает сотрудничать с лучшими солистами мира. Записи огромнейшего репертуара оркестра от Моцарта, Бетховена, Чайковского, Брамса, Малера до современной музыки выпущены фирмами Sony, Pony Сanyon, JVC, Philips, Relief, Warner Classics & Jazz, «Мелодия».

В перечне стран, где выступал оркестр, отражена едва ли не вся карта мира. Важнейшим направлением деятельности БСО являются концерты в городах России — Смоленске и Вологде, Череповце и Магнитогорске, Челябинске и Сарове, Перми и Великом Новгороде, Тюмени и Екатеринбурге, Курске и Калуге. В репертуаре оркестра — монографические циклы, проекты для детей, благотворительные мероприятия, концерты, объединяющие музыку и слово. Наряду с выступлениями в крупнейших залах мира БСО продолжает вести активную просветительскую деятельность, проводя вечера музыки в Третьяковской галерее и МГУ имени Ломоносова.

В сезоне 2015/16 оркестр отметил 85-летие, чему были посвящены концерты в Москве, городах Германии, Австрии, Голландии, Италии, Швейцарии с участием выдающихся музыкантов. В сезоне 2016/17 коллектив представляет программы, приуроченные к юбилеям Прокофьева и Шостаковича, Реквием Верди и оперу Гуно «Фауст» в концертном исполнении, гастролирует в Великобритании и Китае, осуществляет европейскую премьеру реконструированной оперы Чайковского «Ундина» в Золотом зале венского Музикферайна. Помимо европейских и азиатских гастролей, запланированы выступления в российских городах — Ставрополе, Казани, Калининграде, Липецке, Туле, Зарайске, Клину.

Наряду с музыкой Чайковского, одной из центральных тем творческой работы БСО остается наследие Бетховена. Более десяти лет назад оркестр посвятил продолжительный цикл его симфониям и инструментальным концертам. Новый цикл программ под названием «Бетховен. Письма к тебе…» также составляют концерты и крупные симфонические произведения; их сопровождают письма композитора в исполнении артистов московских театров. C оркестром выступают певцы Красимира Стоянова, Михаэль Фолле, Анна Аглатова, Алексей Татаринцев, Михаил Казаков, пианисты Денис Мацуев, Борис Березовский, Владимир Овчинников, Вадим Руденко, Андрей Коробейников, Павел Колесников, Филипп Копачевский, скрипачи Дэниел Хоуп, Дмитрий Ситковецкий, Татьяна Гринденко, Никита Борисоглебский, Андрей Баранов, Дженнифер Пайк, виолончелисты Александр Князев и Федор Землеруб.

Академический Большой хор

Академический Большой хор создан в 1928 году; его организатором и первым художественным руководителем стал выдающийся мастер хорового искусства Александр Свешников. Впоследствии коллективом руководили выдающиеся музыканты — Николай Голованов, Иван Кувыкин, Клавдий Птица, Людмила Ермакова. За неполный век хором исполнено более 5000 сочинений отечественных и зарубежных композиторов — опер, ораторий, кантат, произведений a cappella, народных песен, духовной музыки. Многие записи хора вошли в золотой фонд отечественной музыки, получили признание за рубежом (Grand Prix конкурса грамзаписей в Париже, «Золотая медаль» в Валенсии). В исполнении Большого хора впервые прозвучали многие хоровые произведения Прокофьева, Шостаковича, Щедрина, Хачатуряна, Тактакишвили, Агафонникова и других композиторов.

С Большим хором работали дирижеры Евгений Светланов, Мстислав Ростропович, Владимир Спиваков, Дмитрий Китаенко, Владимир Федосеев, Гельмут Риллинг, Геннадий Рождественский, Альберто Дзедда, Эннио Морриконе, Владимир Юровский, Михаил Плетнев, Кристоф Эшенбах; певцы Елена Образцова, Ирина Архипова, Николай Гедда, Дмитрий Хворостовский, Анна Нетребко, Мария Гулегина, Динара Алиева, Василий Ладюк, Дмитрий Корчак, Зураб Соткилава, Евгений Нестеренко, Роберто Аланья, Анжела Георгиу и многие другие. Хор выступал в лучших залах России, Италии, Франции, Германии, Израиля, Болгарии, Чехословакии, Японии, Южной Кореи, Катара, Индонезии. «Мастера хорового пения» гастролируют по всей России, в том числе на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке.

В 2005 году на должность художественного руководителя Академического Большого хора, получившего к этому моменту название «Мастера хорового пения», был приглашен народный артист России, профессор Лев Конторович. Название «Мастера хорового пения» предопределило профессионализм, высокий исполнительский уровень, оперативность и универсальность коллектива, где каждый артист может выступать и как участник хора, и как солист.

Хор принимал участие в «Международном осеннем хоровом фестивале имени профессора Б.Г. Тевлина» (2012-2014), фестивалях «К 80-летию Родиона Щедрина» (2012), «Дню Победы посвящается» (2013), «Дирижирует и рассказывает Владимир Юровский» (2014-2015). На сцене Большого зала консерватории под управлением Льва Конторовича исполнялись Реквием Верди, Месса си минор Баха (с Национальным филармоническим оркестром России), «Маленькая торжественная месса» Россини (2014), русская литургия «Запечатленный ангел» Щедрина (2015), был проведен Юбилейный фестиваль «85 лет Академического Большого хора «Мастера хорового пения» и другие проекты.

Коллектив — постоянный участник Московского Рождественского фестиваля духовной музыки (художественные руководители Владимир Спиваков и митрополит Иларион) и Московского Пасхального фестиваля Валерия Гергиева.

Смотрите также

Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна