Титаник
Самая дорогая (бюджет картины составил 200 млн долларов) и успешная мелодрама в истории кино. Сюжет охватывает несколько дней короткого рейса парохода «Титаник» до его крушения в 1912 году. Аристократка Роза Дьюитт Бьюкейтер, которая плывет со своим женихом и матерью в Америку, влюбляется в бедного художника Джека Доусона с палубы третьего класса. Эта история рассказана Розой, когда она, будучи уже столетней женщиной, узнала, что ученые совершили погружение на затонувший «Титаник» и нашли там в сейфе ее портрет, написанный углем.
Большинство голливудских блокбастеров быстро собирают свою кассу и к следующему хиту уже забываются — так устроена американская индустрия. Но «Титаник» принадлежит к небольшой группе фильмов, ставших глобальным культурным явлением. Оно не сводится к тому, что картина получила 11 «Оскаров» и собрала более 2 млрд долларов в мировом прокате, к тому, что сыгравшие главные роли Леонардо Ди Каприо и Кейт Уинслет стали кумирами зрителей всех стран, что саундтрек с песней Селин Дион My Heart Will Go On был продан в количестве более 30 млн копий, — все это не объясняет успеха фильма. Тем более не имеет отношения к феномену «Титаника» подвиг режиссера-перфекциониста Джеймса Кэмерона, который с российскими подводниками совершил 12 погружений на «Титаник», чтобы в фильме появилось несколько минут съемок настоящего лайнера. Впрочем, некоторые интерьеры были созданы в студии и затоплены. Можно также вспомнить самую продвинутую на тот момент компьютерную графику, а также декорации для съемок, где была построена копия «Титаника» почти в натуральную величину.
Все это может объяснить сборы фильма, но еще не делает его феноменом. Конечно, в его формировании сыграли роль все приведенные факторы, но в основе все же будет жанр фильма. Мелодрама, история любви, а не зубодробительный боевик, видимо, был нужен человечеству на рубеже тысячелетий. ХХ век был веком страшных катаклизмов, которые не прекратились к моменту выхода фильма. Рухнула биполярная политическая система, весь мир охватили локальные конфликты, превращающиеся в бесконечные войны. Глобализация экономики лишала людей рабочих мест, не за горами был кризис 1998 года и 11 сентября 2001 года.
Джеймс Кэмерон интуитивно почувствовал, что сейчас, как никогда, следует напомнить людям о том, что Голливуд называют «фабрикой грез», и создал сентиментальную, грандиозную по размаху грезу о любви. Любви, которая выше социального неравенства, выше времени и выше смерти. Девушка и юноша на экране более трех часов (огромная продолжительность для коммерческого фильма, тем более для мелодрамы) беззаботно бегают по пароходу и отдаются своим чувствам, и зритель, который знает, что случится и с пароходом, и с ними, проникается чувством, охватившим двух юных героев. Самая известная сцена вынесена на постер фильма: Роза стоит на самом носу «Титаника», расставив руки в стороны, и хохочет, наслаждаясь невероятным чувством счастья и свободы, а Джек поддерживает ее за талию, внушая Розе уверенность в ее чувстве и усиливая его. «Я лечу!» — восклицает она. И зрители плачут.