Белый клык
Фильм, созданный по мотивам одноименного романа Джека Лондона, стал дебютом в игровом кино для режиссера Александра Згуриди. До этого автор снимал лишь научно-популярные ленты. Но и сам знаменитый сюжет о дружбе человека и волка впервые воплощался на экране. Сценарий к будущему фильму режиссер написал еще во время войны, однако создатели картины долго не могли найти местность, похожую на американский Клондайк. В итоге решено было снимать на Алтае, в районе реки Чемалла.
Помимо профессиональных артистов в картине снимались жители Алтайского края, а вот актеров-животных съемочной группе пришлось привезти с собой. На съемочной площадке вместе оказались еноты, косули, рыси и дрессированные овчарки. Двух волчат, которым выпал жребий играть маленького Белого Клыка, Александр Згуриди долго держал у себя дома, чтобы сцена знакомства главного героя с окружающим миром получилась максимально естественной.
Александр Згуриди, фрагмент книги «В кадре дикие животные», 1999 год:
«Я с детства любил Джека Лондона за его чудесные повести, рассказы, романы о сильных, волевых людях с мужественным сердцем и стальными мускулами, отстаивающих свое право на жизнь, боровшихся со стихиями суровой природы, с любыми невзгодами, как бы тяжелы они ни были. «Мартин Иден» был моей настольной книгой. «Дочь снегов», «Морской волк» я перечитывал множество раз. Но особенно была мне по душе именно повесть «Белый Клык». Не только потому, что она переносила меня на таинственный романтический Север, но и потому, что в ней наряду с чисто лондоновским гимном силе явно прослеживался совсем иной мотив: вера в благородство и достоинство человека, в то, что духовность и бескорыстие займут место грубой жестокости, ненависти, «людоедства», как выразился он сам в статье «Мой взгляд на жизнь».
Поэтому я очень заволновался, когда узнал, что мне поручили экранизацию «Белого Клыка».
Джек Лондон — мастер острого сюжета. Дух захватывает, когда читаешь его произведения, так увлекают они любого читателя. Но одно дело — литературное произведение, и совсем другое — кинематографическое. Нельзя просто взять и механически перенести на экран роман или повесть. Надо тщательно разобраться в том, что хорошо для книги, а что для экрана, что следует сохранить, а от чего, наоборот, отказаться, как бы хороша книга ни была.
Памятуя об этом, я был вынужден безжалостно сократить и даже совсем исключить целые эпизоды из жизни Белого Клыка, хотя это блестяще написанные страницы повести. С другой стороны, пришлось ввести в фильм совершенное новые, специально сочиненные для съемок сцены (например, сцену в баре перед финальным боем Белого Клыка с бульдогом Чероки и ряд других эпизодов).
Но все это были трудности чисто творческие. А вот когда мы подошли вплотную к работе по постановке всех этих сцен и эпизодов, тут возникли задачи более сложные.
Где найти волка или собаку на роль Белого Клыка? Кто рискнет дать нам на растерзание своего бульдога? Как снять все эти безумно трудные сцены? Куда мы должны отправиться в экспедицию, дабы воссоздать природу Клондайка? Кто из актеров согласится сниматься с дикими животными, да еще уехать для этого за тридевять земель? Кого мы можем пригласить на роли индейцев? Где найдем такое большое количество костюмов, которые носили в ту пору? Где раздобудем необычайный реквизит: всякие предметы быта, украшения…
Все было трудно, особенно если иметь в виду, что работа над фильмом началась в 1944 году, когда еще шла война.
Освоив способ киносъемки одних животных, нам легко было подготовиться к съемке других, беспрерывно совершенствуя методику и технику съемки в зависимости от конкретных задач и условий, возникающих перед нами при постановке как научно-популярных, так и художественных фильмов. Но есть и особые виды киносъемки животных. Они требуют специальной техники, специальных знаний».
Фрагмент очерка Г. Нифонтова, «Экран, наука, жизнь», 1985 год:
«Некоторые фильмы А. Згуриди мне довелось видеть в разных аудиториях: и в обычном кинотеатре, и, например, в Московском Доме ученых. Эти просмотры привели меня к убеждению, что произведения его как бы многослойны и потому интересны самым различным людям. Ученые в ряде случаев подчеркивали познавательные достоинства фильмов и в известной мере даже их исследовательское значение, а обычные зрители воспринимали показываемые события взволнованно, эмоционально.
К большинству фильмов А. Згуриди можно отнести слова писателя М.М. Пришвина, который говорил, что пишет он о природе, а думает все время о человеке. На протяжении всего своего творчества Згуриди неоднократно снимал фильмы, где судьба человека сюжетно тесно переплетается с судьбой животного. Основой для создания первой такой картины послужила для него повесть Джека Лондона «Белый Клык», и это, конечно, не случайно. Трудно назвать другое литературное произведение, где бы так тесно были связаны, драматически влияли друг на друга жизнь человека и жизнь животного. Только добром, вниманием, пониманием дикой природы может приручить ее человек — в этом пафос фильма «Белый Клык».