Бесприданница
Эта пьеса Островского всегда востребована. Несчастная красавица Лариса, коварный соблазнитель Паратов, циничные купцы Кнуров и Вожеватов, нелепый Карандышев — вроде бы мы видели этих героев в стольких интерпретациях, но интерес к новым прочтениям «Бесприданницы» не слабеет.
Спектакль, который предлагается вашему вниманию, поставил в театре Каменска-Уральского молодой режиссер, ученик Сергея Голомазова Артемий Николаев в содружестве с художником Анной Федоровой. Они создали на сцене условное пространство, доминантой которого является река — она обозначена натянутыми через сцену серебристыми канатами. Над этой Волгой Лариса качается-летает на веревочных качелях — и в безмолвном прологе, где в жанре романтической пантомимы обрисовано зарождение чувства к Паратову, и в финале, когда пуля Карандышева настигает несчастную. У Инги Матис, исполнительницы роли Ларисы, интересное лицо с резковатыми чертами, растрепанные волосы. Она не играет общепризнанную красавицу, как обычно это бывает. Ее Лариса — странная, надрывная, она словно предчувствует скорый трагический обрыв своей жизни. И Паратов тут неожиданный — не молодой, не излучающий настырного обаяния. Вячеслав Соловиченко особенно убедительно ведет линию отчаяния своего героя перед предстоящей женитьбой на богатой наследнице. Когда он рассказывает о своем будущем строгом тесте, то судорожно хватается за шею, будто хочет ослабить невидимую веревку. Карандышев Ивана Шмакова — обстоятельный человек с далеко идущими планами, никакой брезгливой иронии он не вызывает. «Меньше всего он похож на забитого маленького человека, растерянного бедняка, — пишет критик Анна Банасюкевич («Петербургский театральный журнал»). — Здесь он — человек с достоинством, собранный, сосредоточенный, долго вынашивавший план своей мести высокому обществу». «Высокое общество» — это в первую очередь купцы Кнуров и Вожеватов, самые богатые люди в городе. Мокия Парменыча сыграл Геннадий Ильин, а Василия Данилыча — Максим Цыганков, и обе работы актеров можно назвать удачными. Пожилой корпусный Кнуров–Ильин, кажется, лучше всех понимает глубину и красоту порывистой натуры Ларисы. А Цыганков играет Вожеватова как клоуна, у которого на уме одно, а на языке — другое.
В спектакле, особенно в первой его части, постоянно звучит монотонная фоновая музыка, словно нагнетая ощущение скорой беды. Действие движется медленно, порой словно нехотя, как будто притормаживая перед страшной развязкой. Хоть постановщик и настаивает на таком определении жанра своего спектакля, как мелодрама, не будет ошибкой назвать эту «Бесприданницу» трагедией, так как гибель главной героини предопределена с самого начала. Кстати, основной цвет спектакля — белый, он усиливает в подсознании связь этого представления с высокой античной драмой.