Женитьба
По мотивам одноименной повести Николая Васильевича Гоголя.
Премьера спектакля состоялась в 1974 году.
Фрагмент статьи Дарьи Евдочук «Четыре жениха и один невеста, или 40 лет как один день» в арт-журнале «Около» (2014 г.):
Вот он, тот самый редкий случай, когда постановка старше театра. По словам режиссера и основателя Валерия Беляковича, его детище на Юго-Западе Москвы возникло как раз на инерции этого первого плода совместного творчества. Премьера игралась на обшарпанных подмостках подмосковного клуба в Мещерском, но столько радости, энергии, молодого и пьяного задора было вложено в сценического прародителя будущего «храма Мельпомены», что он до сих пор здравствует и звездно украшает репертуар. <…>
Нынешняя версия «Женитьбы» Коли Гоголя», как 40 лет назад хулигански анонсировали свое творение его создатели, пережила настоящую реинкарнацию, в результате которой немногочисленные женские роли перекочевали к актерам-мужчинам. <…>
Восстановленный в 1999 году «юго-западный» спектакль представляет собой ярчайшую феерию на грани клоунады времен НЭПа с отголосками комедии дель арте в шутовских костюмах и гриме и с чарличаплиновскими киношными гэгами. Веселый эклектический замес, на фундаменте которого вырастает истинная радость для глаз и души.
Замечательно, что ни перезрелая девица Агафья Тихоновна (заслуженный артист России А. Горшков), ни сваха Фекла Ивановна (А. Санников) даже и не пытаются казаться женщинами. Они остаются мужчинами в женском платье, что придает зрелищу ту самую почти зощенковскую комичность, свойственную футуристическому бурлескному искусству «серебряных» десятилетий прошлого века. Уморительная пара, точно сейчас сошедшая с картин русских авангардистов, — толстая белотелая невеста и худосочная, потешно поющая сваха — суть весьма тонкий и смешной привет своеобразию театра Р. Виктюка.
Подколесин (заслуженный артист России О. Леушин) ходит действительно колесом. Похожий на арапчонка, он забавно нелеп настолько, насколько изящен парный ему Кочкарев (А. Матошин). Троица женихов — Яичница (М. Белякович), Анучкин (О. Анищенко) и Жевакин (Д. Гусев) — буквально фонтанируют чудесными пантомимными сценами. <…>
Как заведено «на Юго-Западе», в спектакле поют или играют на инструментах и непременно танцуют. В хореографии нет никакого специального изыска, но отчего-то, когда группа мужчин с исключительной грацией летает по сцене, зрители от восторга впадают в настоящую «ажитацию». <…>
Из статьи Н. Каминской «Четыре вечера с Гоголем» в журнале «Клуб и художественная самодеятельность»:
<…> «Парад острых реплик, изобретательных режиссерско-актерских выдумок, веселый балаган?.. Не будем торопиться с выводами. Этот спектакль был началом. Он вместе с последующими постановками создал свой контекст, контекст Театра-студии на Юго-Западе в его взаимоотношениях с драматургией Гоголя. Взаимоотношения эти развивались и сложились в некую собственную версию гоголевского театра».