Великая магия
Постановка по одноименной пьесе Эдуардо де Филиппо.
Фрагмент статьи Романа Должанского «Рога пронесены с честью» в газете «Коммерсант»:
«Пьеса знаменитого итальянца Эдуардо де Филиппо словно была написана именно для того, чтобы укрепить репертуар качественного демократического театра. Сюжет, с одной стороны, следует расхожим законам бытового комизма: жена сбегает от невзрачного и ревнивого мужа, Калоджеро ди Спелты, со знойным красавцем любовником, рогоносец едва не сходит с ума, а когда изменница возвращается через несколько лет, не прощает ее. С другой стороны, в пьесе все не так просто: побег ветренице во время своего представления на курорте устраивает провинциальный фокусник Отто Марвулья — спасая свою репутацию, он убеждает покинутого мужа, что беглянка спрятана в небольшой шкатулке, что времени не существует и что физический мир не имеет значения. Жулик умело манипулирует Калоджеро и несколько лет живет за его счет, а когда жена возвращается, выдает это за окончание собственной игры. Таким образом, Эдуардо де Филиппо предлагает зрителям призадуматься над хитрыми взаимоотношениями правды жизни и красоты вымысла, над тем, почему людям хочется убежать в воображаемый мир, и над той ценой, которую приходится заплатить за бегство».
Фрагмент из книги И.Л. Сергеевой и М.Р. Литвина «Судьба театра, Театр им. Евг. Вахтангова 1913–1996 год»:
«Юрий Яковлев играл много, но театр тиражировал однообразных героев: от воспитателя в ПТУ и Сальвадора Альенде до Михаила Львовича в «Лешем» — всех их украшала яковлевская психологическая тонкость, мягкое обаяние, интеллигентность. Яковлев искал любой возможности для неожиданной, острой характерности: умный, расчетливый, вкрадчивый император Николай I в «драматической поэме» В. Коростылева «Шаги командора», трогательный Калоджеро Ди Спелта из «Великой магии» Э. де Филиппо (здесь Яковлев играл взрослого ребенка, потрясенного чудом, наивного и смешного любителя пофилософствовать). Надо сказать, постановку «Великой магии» зрители любили, в ней было много актерских удач: В. Этуш, игравший «мага» Марвулью поэтом авантюризма, Л. Максакова в роли пленительной и нелепой Дзайры — его жены, и вся семья Ди Спелта (А. Казанская, Е. Добронравова, В. Дугин). «Великая магия», вышедшая в 1979 году, была второй постановкой югослава М. Беловича в вахтанговском театре».