Мещанин во дворянстве
Постановка по одноименной пьесе Жана-Батиста Мольера.
Из статьи «О театре» Никиты Лобанова-Ростовского, опубликованной в «Новом журнале» (2003 г.):
«В 1670 году в Париже Людовик XIV повелел господину Мольеру написать «комедию-балет». Людовик очень любил танцевать, очень не любил Оттоманскую империю и ее посла в Париже и вообще был абсолютным монархом с неограниченной властью, поэтому с его указаниями никак нельзя было не считаться даже известным «работникам искусства». Так в соответствии с инструкциями короля родился совершенно противоестественный для эпохи чистопородного классицизма новый жанр «сатирического балета-комедии». Композитор-итальянец Жан-Батист Люлли (1632–1687) написал музыку к политизированной комедии «Мещанин во дворянстве» (1670). Мольер и Люлли порадовали Людовика, но «Мещанин во дворянстве» был бессовестным политическим и социальным заказом, что, однако, не помешало пьесе навсегда остаться великой комедией».
Фрагмент из книги И.Л. Сергеевой и М.Р. Литвина «Судьба театра, Театр им. Евг. Вахтангова 1913–1996 год»:
«Одним из любимых, долго державшихся в репертуаре спектаклей явился мольеровский «Мещанин во дворянстве» — смешной, милый, радостный — в постановке В. Шлезингера. В центре этой музыкальной, изящно оформленной Н. Двигубским постановки был В. Этуш, сыгравший Журдена сметливым, по-мужицки грубоватым, но в то же время простодушным, с еще не потухшей детской любознательностью и мальчишеской влюбчивостью. Однако неглупого человека распирала неодолимая жажда величия. Это вызывало неудержимый хохот служанки Николь, которую Л. Максакова играла веселой, смышленой и «заводной» девчонкой — главной затейницей одурачивания хозяина в паре с бойким Ковьелем — В. Лановым. Милы были молодые герои (В. Малявина и А. Кузнецов, Е. Райкина и В. Коваль), буффонно и броско играли учителя: В. Зозулин, Ю. Волынцев, Г. Абрикосов, особенно смешон был учитель философии (А. Граве)».