Таланты и поклонники
По одноимённой пьесе А. Островского.
«Трудное воскресение»
Алена Карась, «Российская газета» (2012 г.):
«Пьеса «Таланты и поклонники» впервые увидела свет в журнале «Отечественные записки» в январе 1882 года и относится к позднему периоду творчества драматурга. Она об актерах — особой породе людей, гонимой, но свободолюбивой.
Главная героиня пьесы — талантливая молодая актриса Александра Негина, красота которой служит объектом купли-продажи состоятельных «поклонников», а прекрасное служение искусству требует величайших нравственных жертв. На чашах весов оказываются талант и живое, трепещущее от любви сердце героини. Перед зрителем предстает «изнанка жизни»!
В комедии «Таланты и поклонники» много юмора и горечи, трезвого знания правды жизни и нравов театрального закулисья и много неотпускающей любви к театру, которая, разумеется, вдохновляет и тревожит любого режиссера, достающего с полки старую пьесу».
«Биография Островского»
Тамара Эйдельман, энциклопедия «Кругосвет»:
«Безысходна судьба героини поздней пьесы Островского «Таланты и поклонники». Александра Негина, молодая талантливая актриса, оказывается так замучена вечной нуждой, что не может найти выхода. Ее жених — благородный, добрый, хороший молодой человек, Петя Мелузов, помочь своей невесте не может. Впрочем, дело не только в деньгах. В очередной раз в пьесе Островского добро оказывается слабым и беспомощным, неспособным противостоять обстоятельствам. В результате Негина соглашается пойти на содержание к помещику Великатову и уезжает в его поместье, в надежде позже начать играть в принадлежащем ему театре. И хотя Мелузов в финале пьесы клянется не сдаваться и «свое дело делать до конца», ощущения его моральной победы не возникает, ведь его любимая девушка уехала с богачом».
«Оразумление жизни»
Светлана Молчанова, газета «Литература» (2003 г.):
«Таланты и поклонники» — одна из последних пьес Островского. Плод его зрелых размышлений. Премьера состоялась в бенефис Н.И. Музиля. Роль Негиной была отдана Островским М.Н. Ермоловой, несмотря на то что отношения их в театре были достаточно сложными.
Такой талант — Негина. Выбор ее драматичный, неслучайно, повторим, сам Островский поручил эту роль Ермоловой. В отличие от Незабудкиной Александра Николаевна Негина жертвует любовью не к «пустому человеку», а к самоотверженному Пете Мелузову и выбирает не человека, пусть и богатого, а служение театру.
В знаменитой сцене прощания с Петей она объясняет: «Я долго думала… Все правда, все правда, что ты говорил, так и надо жить всем, так и надо… А если талант… если у меня впереди слава? Что ж мне, отказаться, а? А потом жалеть, убиваться всю жизнь… Если я родилась актрисой? Ведь я актриса, а ведь, по-твоему, нужно быть мне героиней какой-то. Я актриса… Разве я могу без театра жить?»
М е л у з о в. Это для меня новость, Саша.
Н е г и н а. Новость! Потому и новость, что ты до сих пор души моей не знал Что ж мне быть укором для других? Да другая, может быть, и не виновата совсем. А я буду укорять? Да сохрани меня, Господи! А мы с маменькой так рассудили… мы поплакали, да и рассудили…»
Глаголы «думала» и «рассудили» отграничивают этот порывистый монолог. Перед нами если не поток сознания, то, по крайней мере, поток рассуждения. Негина не может предать свой талант».
Из книги З.В. Владимирова «М.О. Кнебель» (1991 г.):
«Лирическая тема Кнебель здесь выявилась со всей отчетливостью и продолжилась в постановке «Талантов и поклонников» А.Н. Островского в театре им. В.В. Маяковского (1970), прославляющей театр «как средоточие всего высокого и чистого, как прекраснейшее место на земле», — писала З. Владимирова. В спектакле «Таланты и поклонники», поставленном Кнебель, царила вся полнота согласия между замыслом и воплощением. Это был наиболее «идеальный» кнебелевский спектакль. В зале перед зрителями представали перевернутые кулисы, спущенные с колосников щиты декораций и гримировальные столики. Чудо начиналось тогда, когда на сцену в самый центр выходил Нароков — Штраух, поэтический хозяин спектакля (по определению Кнебель), и, подчиняясь его немому приказу (распростертые в величественном жесте руки), зажигался свет на сцене. Эта волнующая церемония сразу же настраивала зрителей на возвышенный лад, после чего спектакль не мог развиваться ни на каком ином ключе, кроме поэтического».
Мария Осиповна (Иосифовна) Кнебель (6 (18) мая 1898 — 1 июня 1985) — советский режиссер, педагог, доктор искусствоведения, народная артистка РСФСР.