Московские каникулы
Воспитание чувств — важная миссия театра для юношества. Первая любовь, ревность, испытание дружбы. Как много приходится на долю 16-летних! А ведь в это время надо еще заканчивать школу, выбирать дальнейшую дорогу. Пьеса Андрея Кузнецова посвящена как раз таким ребятам. Они закончили девятый класс и отправились на каникулы. Впереди — последний школьный год.
Одноклассники Алеша и Олег — соседи. Чуть что, стучат по батарее условленным стуком: «приходи», или «мать не пускает». Мать у Алеши — домашний деспот, держит в подчинении сына и мужа. Прочит Алеше карьеру скрипача, и потому он все свободное от школы время проводит за пюпитром. Алеша — худенький очкарик. Олег, напротив, спортсмен-крепыш, грубоватый и задиристый. Но именно Алеше случай дарит шанс познакомиться с интересной девочкой из Тобольска. Она проводит в Москве, у старшей сестры летние каникулы. Но застенчивый Алеша посылает вместо себя бравого друга Олега. Заваривается каша, как всегда в таких случаях… В итоге — и тот и другой влюблены в Катю, а та, обидевшись на обоих, улетает домой.
Но как меняются все трое за несколько дней! Спортсмен Олег вынужден выдавать себя за интеллигента-скрипача — и вдруг открывает для себя классическую музыку. А «хлюпику» Алеше приходится как-то подменить Олега на соревновании по боксу. Он возвращается домой с фингалом под глазом. Мама в ужасе, но ее крики уже не действуют на осмелевшего сына. Катя из провинциальной простушки с длинной косой превращается в модную девицу с замысловатой прической. Характер у нее сильный, натура гордая, независимая. В спектакле ЦДТ Катю сыграла Ирина Маликова, и своей особой характерностью замечательно сгладила «острые углы» в поведении и высказываниях героини. Катя получилась действительно необыкновенной, глубокой личностью, в которую интересно вглядываться даже столичным пижонам. Собственно, пижоном тут можно назвать Олега. Актер Александр Хотченков сыграл его убедительно: ловкий, подтянутый, к другу-очкарику относится покровительственно. Алеша признает его превосходство, но демонстрирует интеллигентскую деликатность, долго не решается заговорить о Кате. Миниатюрный Александр Комиссаров прекрасно подошел на роль девятиклассника-скрипача. Одна его мягкая, смущенная улыбка делает образ. И манера судорожно снимать очки, протирать стекла.
В основное действие спектакля то и дело включаются «зонги» в исполнении статистов — молодых актеров, среди которых, кстати, можно заметить Ирину Муравьеву! Они следят за развитием истории и порой «вмешиваются» в нее с песнями сочувственно-наставительного содержания. Именно они придают спектаклю особый оптимистический тон, свойственный советскому театру, эстраде и, в какой-то мере, кино 60-х. Взрослеть трудно, но интересно, впереди еще целая жизнь — таков лейтмотив этого наивного, но обаятельного спектакля.