Инженер
Из книги Ю.А. Дмитриева «Государственный академический Малый театр» (2011 г.):
<…> «Большое внимание театр уделял так называемой производственной теме. Но, к сожалению, произведения на эту тему оказывались весьма примитивными. Премьера пьесы Е.С. Каплинской «Инженер» состоялась в филиале 11 декабря 1970 года. Ставили спектакль В. Бейлис и В. Иванов, оформлял П. Роднянский, музыку написал А. Паппе. На сцене выстроили макет многоэтажного современного заводского корпуса.
Когда премьера состоялась, «Вечерняя Москва» обратилась к зрителям с просьбой дать отзывы о спектакле. Приведем их. Инженер А. Ермак: «Хотелось бы, чтобы характеры в пьесах на рабочую тему были все-таки более сложны и чтобы зрители не знали заранее, как сложится судьба, похожая на судьбы других театральных героев». Другой инженер, Я. Киселев: «Я ловлю себя на мысли, что из заинтересованного зрителя я превращаюсь временами в равнодушного наблюдателя. В этом виноват автор. Он верно ухватил суть сегодняшних наших производственных проблем, но не развил их дальше в художественной форме». <…>
Очерк Аллы Ануфриевой, серия «Библиотека Малого театра» (2011 г.):
<…> «Вскоре после смерти Охлопкова, в 1969 году, Эдуард Марцевич вернулся <…> в Малый театр. Его, знаменитого уже артиста, не встретили с распростертыми объятиями. Напротив, Царев, встречаясь в коридорах Малого театра, мог сделать удивленное лицо и спросить со своей неподражаемой интонацией: «А ты что здесь делаешь?» — «Работаю, Михаил Иванович». — «Странно. И что же ты собираешься играть?» — «Что дадут», — смиренно отвечал Марцевич. — «Не знаю… не знаю…»
После главных ролей в «Гамлете», «Иркутской истории» и «Царе Эдипе» в Малом театре Марцевич начинал, как и подобает, с массовки, с «послов без слов» в «Признании» Саввы Дангулова. Впрочем, его быстро ввели на роль Мешема в «Стакане воды» и назначили на главную роль Елисея Малиновского в остропублицистическом спектакле «Инженер» по Е. Каплинской.
Преодолевая несовершенство пьесы, изобилие газетных лозунгов и громких фраз, Марцевич вновь играл героя цельного, активного, очень ответственного, ощущавшего себя хозяином страны. Должно быть, искренняя убежденность артиста и его прекрасное исполнение затмили слабость драматургии, спектакль шел долго, и демонстрировался по телевидению». <…>