Конек-горбунок
«В один из декабрьских вечеров 1864 года в Мариинке давали новый балет. На афишах, извещавших о премьере, значились знакомые столичным театралам имена. Спектакль поставил французский балетмейстер (он же выступил как либреттист) Артюр Сен-Леон, работавший в Петербурге по приглашению дирекции императорских театров. Музыку написал другой приглашенный в Россию иностранец — композитор Цезарь Пуни.
Название балета — «Конек-горбунок» — предвещало встречу со знакомыми сказочными персонажами. Написанную тридцать лет назад студентом Петербургского университета Петром Ершовым сказку знали многие; ее неоднократно переиздавали, не всегда, правда, в первозданном виде — перо цензора делало свое дело. «Конек», по словам самого П.П. Ершова, скакал по всему русскому царству. А после того декабрьского вечера в Мариинке он «поскакал» под аккомпанемент скрипок, труб, валторн.
Столичную премьеру «Конька-горбунка» критика встретила недружелюбно. Немало нелестных слов было высказано в адрес и либреттиста, и композитора. Появились даже едкие памфлеты и сатирические стихи… Но балет Ц. Пуни все же выстоял и еще долго — почти сто лет — держался на сценах российских театров, оставаясь до конца XIX века единственным такого рода произведением, написанным на русскую тему. А знаменитая во всем мире сказка еще не раз воплощалась в музыке. Сюжет П.П. Ершова вдохновлял композиторов на создание опер, балетов, оркестровых произведений. <…>
Если судьба — это партитура, то время петербургской премьеры «Конька-горбунка» — это те страницы партитуры судьбы Петра Павловича Ершова (1815–1869), на которых уже властвовало неумолимое diminuendo: звуки жизни становились едва слышимыми и постепенно смолкали один за другим.
Уйдя в отставку с поста директора гимназии, поэт уединенно живет в Тобольске. Он неизлечимо болен. На его плечах — груз забот о многочисленном семействе. Но он еще продолжает писать. <…>
Неудачи с реализацией оперных планов не отдалили П.П. Ершова от музыки и не охладили его желания быть к ней причастным. И в Петербурге, и позже, в Тобольске, поэт был тесно связан с концертно-театральной жизнью. Известно также, что сам он играл на флейте и органе, принимал участие в семейном музицировании.
Сохранились мемуарные свидетельства и поэтические признания П.П. Ершова, отражающие его восхищение перед музыкой, называемой им вместе с поэзией «двумя сестрами одной матери». <…>
Около ста сорока лет прошло со дня кончины П.П. Ершова. Все эти годы не смолкали звуки музыки, рожденной его произведениями. В разных уголках России пелись песни на его стихи. Прославивший имя поэта «Конек-горбунок» не сходил с балетной сцены. Кроме Ц. Пуни балеты на этот сказочный сюжет были написаны хорватским композитором А. Доброничем и российским — Р.К. Щедриным. Появилась и детская опера «Конек-горбунок», созданная украинским композитором И.А. Виленским. Над оперой по сюжету поэмы П.П. Ершова «Сузге» в конце XIX века работал композитор И.И. Корнилов — представитель рода известных тобольских купцов. На оркестровых партитурах В.Т. Бояшова, В.И. Цытовича, Р.К. Щедрина рядом с именами композиторов значится имя поэта. Список таких партитур еще будет пополняться».
Фрагмент статьи Сергея Беляева «Петр Ершов: партитура судьбы», опубликованной в журнале «Урал» в 2004 году
Благодарим за предоставленный материал литературный интернет-проект «Журнальный зал».