16+

Егор Булычов и другие

Драма
1953
150 мин
СССР
Видеозапись недоступна для просмотра по решению правообладателя
3 части

По пьесе М. Горького

Из статьи Павла Любимцева о Борисе Захаве в книге Б. Захавы «Мастерство Актера и Режиссера» (1973 г.):

«Горьковский «Егор Булычов» <…> стал звездным часом в режиссерской биографии Б.Е. Захавы, его поразительным взлетом, настоящей победой… В этой работе театра из великолепно организованного, подробнейшего быта вырос мир яростных страстей, подлинной нежности, глубоких социальных прозрений. <…>

Ни с чем не сравнимо в истории театра значение драматургии М. Горького, ранние пьесы которого имели огромный успех на сцене МХТ, а в советское время, начиная с «Егора Булычова», поставленного в 1932 году Театром имени Вахтангова, широким потоком влились в репертуар великого множества театров. <…>

Прочитав эту пьесу, А.Н. Толстой написал Горькому: «Изумительно, что пройдя такой путь, Вы подошли к такому свежему и молодому искусству».

Из книги Б. Захавы «Мастерство Актера и Режиссера» (1973 г.):

Когда я ставил на сцене Театра имени Вахтангова «Егора Булычова», мы сразу же установили, что действие пьесы происходит в Костроме. И как только это было установлено, <…> исполнители начали ежедневно упражняться с целью органического овладения костромским говором (на «о»). <…>
Между четвертой и пятой постановками названной пьесы прошло 15 лет. Многое в нашей стране и во всем мире изменилось за это время, и, когда я в первый раз после перерыва перечитал пьесу, она мне показалась еще более актуальной, еще более современной. Соответственно этому и характеристика первого непосредственного впечатления обогатилась рядом новых определений. Столбец этих определений увеличился, что породило в дальнейшем ряд новых сценических красок в режиссерской интерпретации пьесы, в ее постановке». <…>

Фрагмент книги И.Л. Сергеевой и М.Р. Литвина «Судьба театра, Театр им. Евг. Вахтангова 1913–1996 гг.»:

<…> «Еще в 1951 году возобновили «Егора Булычова», сошедшего с афиши после смерти Щукина. Теперь Захава ввел на главную роль Сергея Лукьянова. Лукьянов — один из главных положительных, социально определенных героев своего времени — играл Булычова сильным, пытливым бунтарем, в трактовке, близкой к щукинской, хотя Щукина в этой роли не видел. И весь спектакль, где каждый эпизод, как в былые годы, был отлично сделан, со многими прежними исполнителями: Е. Алексеевой, Д. Андреевой, Н. Русиновой, В. Кольцовым и прекрасной новой Шуркой — озорной, дерзкой, умной Л. Пашковой — стал живым и значительным!»

«Давно не читал пьесы такой пленительной, — писал Горькому В.И. Немирович-Данченко. — Право, точно Вам только что стукнуло 32 года! До того свежи краски».

А К.С. Станиславский заявлял: «В этой пьесе я вижу лучший предлог для того, чтобы раскрыть свое отношение к театру и современности».

Фрагмент книги М.А. Ульянова «Работаю актером» (1987 г.):

<…> «Всю жизнь Егор Булычов жадно и взахлеб жил. Любил, умел жить. И следовал законам своего общества — обманывал, притеснял, обижал людей. Был озорным и крепким человеком. И вдруг смертельная болезнь, в безысходность которой он поверил. И вот, оглядываясь на жизнь, на краю которой он стоит, он увидел ее бессмысленность и страшное несовершенство. Что мир, в котором жил Егор Булычов, жесток, он знал и раньше. Но почему он такой? Почему? Нам казалось, что важно не столько протестовать против этого мира — это естественно, это неоспоримо, — сколько вскрыть его. А вскрывает, анатомирует, допытывается до изначальной причины несовершенства мира Егор в трагический миг своей жизни. Кто виноват: жизнь или люди, которые сделали ее такой?

Углубляясь в зловонные дебри жизни своего дома и жизни своего общества, он все больше озлобляется и звереет. К протесту приходит, поняв несовершенство жизни, которой жил. Егор никогда не смотрел на все, что его окружает, так пристально, так неустанно, так бесстрашно. В мучительном желании найти оправдание всему происходящему он спрашивает, злится, провоцирует, просит, молчит, издевается и с безнадежностью понимает, что виноваты люди: их жадность, их тупость, их глупость, их эгоизм, их бессердечие. И ложь, которая опутала как паутина все живое: «Кругом вранье», — горько говорит Егор». <…>

В ролях: Елена Понсова, Николай Тимофеев, Алла Казанская, Сергей Лукьянов, Дина Андреева, Лариса Пашкова, Галина Пашкова, Нина Русинова, Лев Снежницкий, Юрий Любимов, Иван Каширин, Нина Никитина, Михаил Дадыко, Николай Пажитнов, Галина Жуковская, Вадим Русланов, Виктор Эйхов, Виктор Кольцов (Кутаков), Борис Шухмин, Вероника Васильева, Анатолий Борисов, Михаил Ульянов и другие
Режиссеры: Юлия Солнцева, Борис Захава

Смотрите также

Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна