Дом Бернарды Альбы
Этот спектакль был поставлен в 2001 году в главном театре Армении — Театре им. Габриэла Сундукяна. Нынешний руководитель коллектива, постановщик спектакля «Дом Бернарды Альбы» Ваге Шахвердян во время гастролей театра в Москве рассказал, что Федерико Гарсия Лорка — один из самых любимых и востребованных театральных авторов в Армении. Начиная с 1960-х годов тот же «Дом Бернарды Альбы» был поставлен на сцене Театра им. Сундукяна неоднократно. Также популярна пьеса Лорки «Кровавая свадьба». «Меня завораживает в произведениях Лорки одновременное присутствие жестокости и поэзии, — говорит Шахвердян в комментарии к этому спектаклю. — Его образы покоряют, в его героях столько темперамента! В них есть хорошее, есть и плохое — как в жизни».
В этой поздней драме Лорки воссоздан образ реального семейства, жившего по соседству с домом родителей драматурга. Бернарда Альба — вдова с пятью взрослыми дочерьми, небогатая, но невероятно заносчивая и преданная сословным, религиозным предрассудкам. Например, после смерти мужа она объявляет траур на восемь лет, во время которого никто (а уж тем более мужчина!) не сможет проникнуть в ее дом. Ее взрослые дочери хотят жить, выйти замуж и иметь детей, но обречены томиться в подчинении у деспотичной матери. Только для старшей, почти 40-летней Ангустиас Бернарда делает исключение — позволяет ей стать невестой красивого соседского парня Пепе. Почему он выбрал из пятерых именно старшую? Умерший отец только ей завещал наследство. Так что остальным дочерям Бернарды Альбы — Аделе, Мартирио, Магдалене и Амелии — совсем не на что надеяться.
Но сила жизни велика. Отчаянная Адела вступает в связь с Пепе, хотя кара может быть ох как страшна. В соседа влюблена также мстительная Мартирио — из ревности она выдает сестру. Бернарда Альба пытается застрелить Пепе, застав с ним Аделу, но у нее не получается. Зато Адела кончает жизнь самоубийством. Главное для Бернарды — чтобы соседи не догадались, что ее дочь умерла не невинной.
В спектакле Ваге Шахвердяна найдена точная зримая метафора атмосферы в доме Бернарды Альбы: актрисы отделены от зрительного зала веревочной сетью. Они то и дело подбегают к этой клетке, как к окну, вцепляются руками в «прутья», смотрят сквозь них на жизнь, на солнце и далеко маячащих крестьян-мужчин. Им хочется на волю, но вырваться из клетки невозможно. Служанка Понсия, верная хозяйке, здесь вообще расхаживает с плеткой, как надсмотрщица и тюремщица. В финале она торжествует — ее час настал. Принципиальная новация Шахвердяна в том, что главная героиня его спектакля, железная женщина Бернарда Альба, в конце сходит с ума, как и ее 80-летняя мать Мария Хосефа. Теперь всем заправляет озлобленная Понсия. Кажется, потрясенные кончиной сестры, дочери Бернарды Альбы больше ни на какой бунт не способны.