Кроткая
Фрагмент статьи Анастасии Касумовой «Рождественские подарки» в «Петербургском театральном журнале» (2002 г.):
«Кроткая» — история нездешняя, неземная, и персонажи ходят по воде, ровно покрывающей сцену. А на белом потолке в такт шагам Кроткой — Ирины Савицковой отзываются радужные блики. Эпиграфом к спектаклю стала фраза из Евангелия от Матфея: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». В Нагорной проповеди Иисуса первыми, кто удостоится блаженства, перечислены нищие духом: кроткие, плачущие и чистые сердцем. Такова Кроткая — Савицкова. Ее роль в спектакле пассивна — к началу повествования она уже «мертва», и режиссер не использовал ретроспективный прием, не стал оживлять ее и переводить в диалоги содержание рассказа.
Он оставил за Кроткой роль души, видения, дав право прямой речи одному Герою — Евгению Калашнику, который разговаривает то со зрителями, то с самим собой, то с ней, подсказывая нужные реплики. Ритм его существования на сцене — рваный, резкий. Быстрая, яростная речь, когда расширяются зрачки и брызжет слюна, перемежается глубокими, не просто длинными — бесконечными паузами, освещенными световыми бликами и тихими всплесками воды. Достоевский сам определил тему своего рассказа, написав в предисловии, что его герой в этом ночном монологе, случившемся после самоубийства Кроткой, «уясняет себе дело и собирает «мысли в точку», чтобы прийти к правде, которая «неотразимо возвышает его ум и сердце». В спектакле Галибина Кроткая эфемерна, она лишь напоминание для ростовщика, впрочем, как и четверо персонажей, которые помогают ему восстанавливать день за днем всю историю его жизни с ней.
Он, по Достоевскому, как и Кроткая, нищий духом, только в светском, нынешнем значении, когда духовная нищета стала означать душевную грубость, узость интересов, нравственную неразвитость. И из этой духовной нищеты герой спектакля Галибина приходит к другой, избрав путь покаяния и смирения. То есть становится таким, какой была Кроткая. Сам становится Кротким. Удивительная актерская работа Евгения Калашника — одно из самых сильных зрительских впечатлений от фестиваля.
В Новосибирске, кроме широких улиц и сорокаградусных морозов, есть достопримечательность действительно неожиданная: здесь, между двух дорог, расположена часовенка, называемая «Центр Российской Федерации», но вовсе не потому, что по другую ее сторону тысячи и тысячи километров земель, принадлежащих России. Просто там бабушка, продающая свечки, исполняет заодно и обязанности церковного хора. Новосибирск не стал пока, как ожидалось, театральной столицей России, но на Рождественском фестивале искусств некоторые спектакли были настоящим праздником, тихим и светлым, каким и подобает быть Рождеству.
Режиссер-постановщик, заслуженный артист России Александр Галибин о спектакле «Кроткая»:
«Сегодня эту историю назвали бы психологической мелодрамой. Отчасти я готов с этим согласиться, но только отчасти. История любви, история трагедии души, желающей любить, души одинокой, полной страдания, но ненаполненной кротостью. <…> Мотив кротости, непорочности — одна из тем постановки. Монолог героя, его фантастический рассказ, становится одновременно как бы судом над ним самим, а есть еще суд людской… суд Божий…»