Страницы романа «Война и мир»
Фрагмент из книги Д. Журавлева «Искусство чтеца» (1982 г.):
«Мне кажется, самой природой в человеке заложено стремление и даже пристрастие к перевоплощению и рассказыванию. Вспомним ли мы о своем детстве, или, будучи взрослыми, станем наблюдать за детьми, — мы увидим часто, как-то один, то другой малыш вдруг становится на четвереньки и скачет вокруг сверстников-товарищей, хватая их за ноги, превращаясь в «злую собаку», тогда как другой, пыхтя, бегает по комнате, дудит, превратившись в «паровозик». <…>
С малых ребячьих лет мы любим рассказывать друг другу обо всем, что случилось с нами или вокруг нас. С годами стремление к рассказыванию начинает все более опираться на потребность поделиться с окружающими тем, что ты видел, слышал, чему был свидетелем, событиями твоей внутренней жизни и внешнего мира. <…>
Мечтая стать настоящим, профессиональным актером, я приехал в Москву и после экзаменов попал в 1924 году в 3-ю студию Художественного театра (ныне Театр имени Евг. Вахтангова).
В последующие годы я полностью отдал дань своей любви к театру, но должен сказать, что и вторая страсть — к искусству рассказа — не переставала владеть мною. Попав после окончания школы в труппу Театра Вахтангова, я и там продолжал все серьезнее увлекаться художественным чтением. <…>
Во время Великой Отечественной войны, в первые дни ее, когда страшная угроза нависла над Родиной, я начал читать главы романа Л.Н. Толстого «Война и мир», в которых рассказывалось о такой же беде земли Русской во время нашествия Наполеона. Так был сделан кусок, названный мной «Кутузов на Бородинском поле», где прославлялось истинное величие русского человека.
Эта тема — о несокрушимости русского духа — владела мной неразделимо весь период Великой Отечественной войны. Естественной была потребность говорить с людьми об этом. Так появилась программа, состоящая из произведений Николая Тихонова, Анны Ахматовой, Сергея Спасского, Ильи Эренбурга и других.
В период Второй мировой войны, когда уже ясно ощущалась близость нашей победы, но вокруг было такое множество людей, обездоленных войной, потерявших своих близких на фронте, в блокаде, потерявших дом и кров, я опять вернулся к Толстому, чтобы гениальными его мыслями, образами, словами рассказать о том, что, несмотря на страшные душевные раны и тяжелейшие потери, жизнь продолжается и человек должен найти в себе силы преодолеть горе во имя жизни. Я начал работать над главами «Войны и мира», объединенными мною в программу «Андрей Болконский» (1943 г.). Сюда вошли фрагменты: Аустерлицкое сражение и ранение Андрея, роды и смерть маленькой княгини, рождение сына и возвращение Андрея в Лысые Горы и две его встречи с дубом.
И я видел и ощущал, как могучий голос Толстого, его вера во всепобеждающую силу жизни благотворно действовали на моих слушателей, захватывали их, давали новые силы, вселяли новые надежды, помогали преодолеть горе и тяготы, принесенные войной».