Пропавшая грамота
Фрагмент статьи Дамиано Ребеккини «Как крестьяне читали Гоголя. Попытка реконструкции рецепции» в журнале «НЛО» (2001, №49):
Рассказ «Пропавшая грамота», в котором повествование ведется от имени дьячка Фомы Григорьевича: «Рассказ дьячка о пребывании у чертей его покойного деда полон того веселого юмора, который, не вызывая чувства страха даже в суеверном читателе, заставляет его хохотать до слез». <…>
В восприятии гоголевских произведений из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» важную роль играет фигура выдуманного повествователя, дьячка Фомы Григорьевича, который со своим веселым народным сказом, адресованным выдуманной крестьянской аудитории (речь идет о «внутреннем читателе», а не о читателях реальных), появляется в большинстве рассказов. Благодаря его сказу, наполненному детальными описаниями окружающего мира, слушатели могут не только конкретно представить повествователя, но и рассматривать рассказанные им истории под одним и тем же углом зрения в отношении их связи с реальностью. Так, например, рассказ «Вечер накануне Ивана Купала», в котором центральное событие — договор черта с крестьянином — описывается при помощи довольно безличного повествования, воспринимается крестьянами скорее как комичный, чем как ужасный, благодаря появлению в начале и в конце повествования дьячка Фомы Григорьевича.
Фрагмент из книги А.В. Эфроса «Продолжение театрального романа»:
<…> «Он действительно понимает, что такое содержание роли. Он актер содержательный. Сейчас я вижу, что, когда Калягину не хватает содержания, он раздражен. Калягин может целый кусок роли сыграть на репетиции без слов, на тарабарщине, а содержание будет понятно. И я в зале заплачу или засмеюсь. <…>
…У Калягина абсолютный слух. Ему ничего не надо объяснять логически, формулами. Можно подбросить краску — и он ее тут же уловит. Калягин глазами схватывает все цепко-цепко. <…>
Еще я могу сказать про Калягина, что он очень уютный. Он уютный в мизансценах — сразу что-то обживает, устраивается, и все так живо, так сочно! Так вкусно, хочется сказать. Когда он на сцене, все становится прочным. Для него нет заданий, которые он не мог бы выполнить. Любой гротеск — пожалуйста! Причем все это он выполняет как-то по-своему. Он замечательно умеет подавать реплики, не подавая их. Говорит скороговоркой, но скороговорка эта абсолютно внятна. Он вкрадчивый — вот точное для него определение. Вкрадчивый, но положит все реплики как надо, загонит их, как бильярдные шары».