Леди Макбет Мценского уезда
Опера «Леди Макбет Мценского уезда» задумывалась как первая часть трилогии о «положении женщины в разные эпохи в России». Вторую часть планировалось посвятить Кате Масловой, героине «Воскресенья» Льва Толстого, а третью — революционерке Софье Перовской. Замысел не осуществился — «Леди Макбет» оказалась последней завершенной оперой Дмитрия Шостаковича.
После премьеры оперы «Нос» по Гоголю, Шостакович пишет еще одну — по очерку Лескова. Свое внимание к этому источнику Шостакович обратил, наверняка, не случайно: накануне вышло очередное переиздание «Леди Макбет Мценского уезда», которое оформил Борис Кустодиев, а также одноименный фильм.
Шостакович работал над «Леди Макбет» более двух лет, с осени 1930 года по декабрь 32-го. В это же время он пережил болезненно затянувшийся разрыв со своей первой любовью Татьяной Гливенко и женился на Нине Варзар, которой и посвятил новую оперу. Галина Серебрякова считала, что героиня Лескова (возможно, как и Нина Варзар) поразила композитора неистовством своей страсти.
Премьера новой оперы Шостаковича вышла практически одновременно — с разницей в два дня — в Ленинграде и Москве: 22 января 1934 года в МАЛЕГОТе (под управлением Самуила Самосуда), и 24 января в Музыкальном театре им. Немировича-Данченко. Оперу сопровождал необыкновенный успех, за два года опера была показана 177 раз. За «Леди Макбет» закрепился статус «первой советской классической оперой» и «величайшего триумфа советской музыки». Начиная с 1935 года, оперу ставят в Кливленде, в Нью-Йорке, Филадельфии, Стокгольме, Праге, Цюрихе. В этом же году оперу поставили в Большом театре, а в январе 1936, «Леди Макбет Мценского уезда» можно было посмотреть в Москве сразу в трех интерпретациях (в столице гастролировал МАЛЕГОТ).
26 января спектакль в Большом театре посетил Сталин. 28 января вышла газета «Правда» с анонимкой под названием «Сумбур вместо музыки», резко осуждавшая и автора, и его сочинение: оперу назвали примитивной и вульгарной, осудили за «сексуальный натурализм» и так далее. Так самая популярная опера того времени канула в лету. Вплоть до 1962 года, когда опера «Катерина Измайлова» (название пришлось изменить) была поставлена в Москве, в Театре им. Станиславского и Немировича-Данченко. Шостакович нашел в себе силы сделать новую редакцию, тиран уже был в могиле, но разрешение на постановку «Катерины» все равно далось с большим трудом.
Возвращение же первой редакции в музыкальную практику России связано с именем Мстислава Ростроповича: он осуществил концертное исполнение «Леди Макбет Мценского уезда» сначала в Санкт-Петербурге, а затем и в Москве.
В «Геликон-опере» оперу Шостаковича поставили в первой редакции. Дата премьеры была выбрана неслучайно, она прошла 28 января 2000 года — ровно шестьдесят четыре года спустя после выхода доноса в «Правде».
Режиссер и художественный руководитель театра Дмитрий Бертман рассматривал постановку оперы Шостаковича как первую часть дилогии под названием «Два Макбета» — весной вышла вторая часть («Макбет» Верди), главные партии в обеих операх исполняли одни и те же певицы.
Дмитрий Бертман в соавторстве с художниками Татьяной Тулубьевой и Игорем Нежным решил спектакль в традиционной для его творчества тех лет эпатажной, даже хулиганской манере. Подвал, увитый канализационными трубами, клетки из металлических сеток и бросающееся в глаза алое кожаное кресло словно символизируют все самое низменное, животное, пошлое.
Спектакль стал четырежды лауреатом национальной театральной премии «Золотая маска» в категориях лучший спектакль, лучшая работа режиссера (Дмитрий Бертман), лучшая работа дирижера (Владимир Понькин) и лучшая женская роль (Анна Казакова).