16+

Возвращение

Драма
2010
106 мин
Россия
Видеозапись недоступна для просмотра по решению правообладателя
3 части

В 2011-м «Возвращение» номинировали на «Золотую Маску» в разделе «Драма» сразу в пяти позициях: спектакль малой формы, работа режиссера, женская роль (Е. Гофф играла Любовь Иванову), работа художника, работа художника по свету (Е. Виноградов). В том же году спектакль возили в Воронеж на I Платоновский фестиваль, а год спустя ему отдали Гран-при II «Театрального Олимпа» в Сочи.

Дрезина, что тащится по рельсам, потом будет становиться столом для скудной трапезы, ложем и чем-то, претендующим на постоянное. Но в тоже время оставаться временным символом неустроенности жизни. Таким платоновское «Возвращение» в Новосибирском театре «Глобус» впервые увидели 21 апреля 2010 года (режиссер О. Юмов, сценография и костюмы — М. Вольская). Для А. Платонова железная дорога — важный биографический знак: его отец служил железнодорожником, сам он учился в железнодорожном техникуме — и дорогу эту он проложил через многие произведения. Как мету новой жизни, символ движения, жизненного пути вообще.

Демобилизованный гвардейский капитан Алексей Алексеевич Иванов (П. Харин) ждет поезда, что «опоздал на долгие часы, а затем, когда эти часы истекли, опоздал еще дополнительно». Мимолетное чувство к молодой попутчице Маше (Н. Квасова) — эпизод по дороге домой, где ждут изможденная и кроткая жена Любовь Васильевна, дочка Настя, не по возрасту хозяйственный да рассудительный сын Петя и — дистанция от сознания того, что рядом с женой эти годы был кто-то другой. Платонов говорил о возвращении с общей победой, но с личным отчуждением, о возвращении как преодолении этого отчуждения, о возвращении к семье и о мире как примирении — с близкими, ставшими вдруг чужими, и с собою.

Писатель сам прошел фронт в чине капитана, будучи военкором газеты «Красная звезда», его рассказ «Возвращение» («Семья Иванова») появился в 1946-м — и для властей был некстати. Автора «уличили» в клевете.

За военную тему Платонова, за его язык взялся совсем молодой режиссер (помощником О. Юмова выступила Н. Лунева, художник по свету — Е. Виноградов) — как он своими мыслями заставит зрителя перемахнуть через длинную дистанцию времени?.. Но важно еще и то, что 31-летний О. Юмов человек очень активный: в 1999-м он пришел на режиссерский факультет Восточно-Сибирской Государственной Академии культуры и искусств, а спустя два года уже был студентом ГИТИСа. За его плечами — спектакли в московском Центре драматургии и режиссуры А. Казанцева и М. Рощина, в Омске, Южно-Сахалинске, Екатеринбурге. В 2009-2010-м он успел поработать худруком Русского драматического театра имени Н. Бестужева и получил за «Стулья» Э. Ионеско Госпремии Бурятии — а его «Максар. Степь в крови» по мотивам «Макбета» в Бурятском академическом театре драмы выдвинули на «Золотую Маску» в пяти номинациях — как позже будет и с «Возвращением».

У Юмова школа С. Женовача, у которого есть свой Платонов — на Малой сцене Студии театрального искусства идет «Река Потудань», которую зрители проживают в одном, без всякой границы с тремя актерами, пространстве. И «Возвращение» происходит камерно, на Малой сцене, где публику тоже погружают в особый строй платоновского языка, возрождающегося не «там», а вблизи каждого человека — и многослойность текста вскрыта режиссером из внешней замедленности действия и бытовых деталей (для него принципиально, чтобы даже еда, собравшая семью за одним столом, была настоящей).

По словам Юмова, ему «хотелось… уловить «театр Платонова», его жанр, слог, композицию. Платонов хорош в паузах, хорош в тишине. Его персонажи — очень чудные. Это люди, существующие в каком-то своем, очень глубоком измерении. А слова — лишь верхушка айсберга. Вот этой атмосферы тишины и действия и хочется добиться».

Добиться ее, в том числе и через «верхушку айсберга», помогает новый персонаж — Стрелочник (А. Варавин). В 2005-м в МХТ «Возвращение» ставил Ю. Еремин (а еще до того в Театре Пушкина он сделал «Семью Иванова») — тогда он поставил за пюпитр рассказчика — О. Табакова. Свое решение Юмов объясняет так: «Зачем браться за прозу, если не решать ее театральным языком? Тогда всегда надо думать — либо ты оставляешь рассказчика или вводишь персонажа. И я ввел стрелочника, он то как добрый сосед, то как наблюдатель, он активно участвует и разматывает эту историю. Где-то Стрелочник на этих путях видит много разных судеб, и одна из историй его задела, и он решил размотать именно эту историю. Я хотел, чтобы через этого персонажа просматривался образ самого Платонова. Есть в новосибирском «Возвращении» и другой необычный ход: если роль не помнящей отца Насти отдали совсем юной П. Рульновой, то сына Петра играет Д. Васьков, актер молодой, но не ребенок. Потому что хотя его герою «шел уже двенадцатый год», война, «недовырастив», состарила его прежде времени: «вон Петрушка что за человек вырос — рассуждает, как дед, а читать небось забыл», — пеняет отец.

Платоновский текст — тоже про «забыл». Про войну, обернувшуюся странной, ужасной привычкой, от которой герои забывают нормальный ход жизни. Но все же возвращаются к себе. Окутывающая повествование железная дорога — про внешние, не про внутренние расстояния.

Режиссер: Олег Юмов
В ролях: Павел Харин, Нина Квасова, Елена Гофф, Денис Васьков, Александр Варавин, Милена Полякова, Александр Петров, Николай Ремхе, Татьяна Журавская, Максим Межевых, Илья Белокопытов, Евгений Дольников, Константин Переберин и другие

Смотрите также

Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна