Интересные факты о Сергее Эйзенштейне

Аудиоверсия: Интересные факты о Сергее Эйзенштейне
00:00
Портал «Культура.РФ» совместно с проектом «Карта истории» публикует интересные факты о работе Сергея Эйзенштейна
в 1940-е годы. Как режиссер поставил любимую оперу Гитлера, снял драму об Иване Грозном
во время войны и попал в немилость к Сталину — читайте в нашем материале.

Сергей Эйзенштейн поставил любимую оперу Гитлера

В августе 1939 года Советский Союз и Германия заключили пакт о ненападении. Страны стали налаживать культурные связи — в Германии собирались поставить оперу Михаила Глинки
«Жизнь за царя»
, а в России — оперу Рихарда Вагнера «Валькирия». Именно Эйзенштейну поручили постановку в Большом театре
. Кстати, из-за этого пакта из проката изъяли предыдущую ленту режиссера — фильм «Александр Невский»
.
Эйзенштейн так писал о работе в театре:
«Просматривая фотографии, изучая описание прежних постановок Вагнера на сцене, неизбежно ощущаешь одно: люди, выведенные на сцену, люди XIX века, — как бесконечно далеки они от людей мифа, легенд древних времен, в тайну которых сумел проникнуть Вагнер!

Буржуазный человек капиталистического XIX века — всегда один, изолирован, во враждебном отрыве от ближнего и среды, в раздоре с гармонией мира, в непримиримом разладе с человеческим обществом. Так выглядят и эти одетые в пернатые шлемы персонажи. <…> Победить этот разрыв, противопоставить ему единство первичной гармонии между человеком и средой — вот чего хотелось добиться в пластическом разрешении этого спектакля»
В итоге спектакль продержался всего шесть представлений — его сняли из репертуара еще до начала войны.

До фильма «Иван Грозный» Эйзенштейн хотел снять картину о самом громком дореволюционном деле

В 1940 году Сергей Эйзенштейн предложил экранизировать пьесу Льва Шейнина о скандальном судебном процессе 1913 года: фильм должен был рассказать о суде над евреем из Киева, которого обвинили в ритуальном убийстве ребенка.
Эйзенштейн писал к Сталину: «Эта тема увлекает не с точки зрения еврейской проблемы, отсутствующей в нашей стране, и не с точки зрения разработки фабулы самого процесса, а как тема о великом русском народе, ответившем на процесс массовой волной забастовок протеста. Этот же русский народ в лице крестьян, вошедших в состав присяжных… вынес оправдательный приговор, несмотря на огромное воздействие, которому подверглись присяжные заседатели».
Начальник кремлевского Управления пропаганды идею не одобрил.

Когда Сталин предложил Эйзенштейну снять кино о царе-диктаторе Иване Грозном, режиссер думал неделю

Это был государственный заказ, который поступил не только Эйзенштейну. Алексею Толстому, например, заказали пьесу, а Дмитрию Шостаковичу
 — оперу.
Режиссер не сразу ответил на предложение — он размышлял неделю. К работе над сценарием Эйзенштейн приступил перед самым началом войны. Он изучил летописи, фольклор и труды по истории.
«Создавая образ Грозного
в концепции нашего времени, я из биографии его беру те эпизоды
, из которых сложилась моя концепция и мое понимание. Те факты, которые я считаю «характерными», ибо «характерен» не сам факт по себе, но наличие его в концепции исторического понимания и «освещения» факта определенным историческим сознанием»
Сергей Эйзенштейн

Роль Елизаветы I Эйзенштейн собирался отдать мужчине

Для сцены с королевой Елизаветой I Сергей Эйзенштейн хотел позвать своего друга, режиссера Михаила Ромма
. К сожалению, сниматься ему запретил Комитет кинематографии — там не могли допустить, чтобы Глава художественных фильмов играл женщину.
На роль Ефросиньи Старицкой Эйзенштейн позвал Фаину Раневскую
. Однако пробы так и не назначил. «Может быть, Вы меня отлучили от ложа, стола и пробы? Будет мне очень это горестно, т. к. я люблю Вас, Грозного и Ефросинью!» — писала Раневская. Утверждать актрису на эту роль не рекомендовал министр кинематографии Иван Большаков: «Семитские черты Раневской очень ярко выступают, особенно на крупных планах».

Несмотря на войну и урезанный бюджет, в «Иване Грозном» удалось воссоздать богатые палаты Кремля и боярских дворов

Съемки начались в 1943 году в Алма-Ате
 — туда эвакуировали «Мосфильм»
. Декорации
строили из подручных материалов. Когда закончилась фанера, щиты стали изготавливать из местного кустарника — чия. Эскизы костюмов режиссер делал сам. Он также лично контролировал и пошив одежд.
Из Москвы возили реквизит — златотканые ризы, огромные подсвечники, алтари. Предметы для фильма собирали и по Казахстану. Начальник цеха реквизитов Глеб Шандыбин вспоминал: «Сергей Михайлович приходил к нам с художником Шпинелем, разбирался в реквизите, отбирал нужное и часами объяснял нам значение каждой вещи для картины. Мелочей для него не было, всему, чему суждено было попасть в кадр, он уделял исключительное внимание, каждая деталь реквизита играла в фильме свою роль, имела свой «голос» в кадре».

За первую серию Эйзенштейну присудили Сталинскую премию I степени, а вот за вторую — вызвали в Кремль

Съемки завершили в 1944 году, а 20 января 1945 года первую серию «Ивана Грозного»
показали в кинотеатре «Ударник»
. Фильм имел ошеломляющий успех.
Чарли Чаплин
писал: «Фильм Эйзенштейна «Иван Грозный», который я увидел после второй мировой войны, представляется мне высшим достижением в жанре исторических фильмов. Эйзенштейн трактует историю поэтически, а это, на мой взгляд, превосходнейший метод ее трактовки».
Практически сразу фильму присудили Сталинскую премию I степени. Однако вторую серию правительство раскритиковало. Сталин говорил: «Или другой фильм — «Иван Грозный» Эйзенштейна, вторая серия. Не знаю, видел ли кто его, я смотрел, — омерзительная штука! Человек совершенно отвлекся от истории. Изобразил опричников как последних паршивцев, дегенератов, что-то вроде американского Ку-клукс-клана».
В феврале 1947 года Сергея Эйзенштейна и Николая Черкасова
, который сыграл Грозного, вызвали в Кремль
. Сталин указал на ошибки, в частности ему не понравился образ Грозного: его он сравнил с нерешительным Гамлетом. Эйзенштейн спорить не стал и с правками согласился. Однако внести их не успел: режиссер умер в 1948 году от инфаркта.

Вторую серию все-таки показали, но уже после смерти Сталина

Николай Черкасов вместе с режиссером Владимиром Петровым хотели доработать и выпустить вторую серию фильма. Но посмотрев материал, они поняли, что фильм дополнить нельзя — можно только переснять заново. В 1958 году вторую серию выпустили в черновом варианте Эйзенштейна.

Автор: Евгения Ряднова
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна